Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Снежок порхает, кружится, на улице бело…» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика:
«Волшебные снежки»
Лексика :
I. Зима, снег, мороз, снежинки.
Трещит, падает, кружится, укрывает, блестит.
Белый, пушистый, легкий.
II. Мороз, снегопад, лед, метель, снег.
Морозная, снежная, холодная, белая, голые, суровая.
Спят, не греет, светит, рисует, заметает, сковывает.
III. Зима, снег, лед, мороз, метель, вьюга, снежинка, сугроб, каток, кормушка.
Встречать, дуть, завывать, засыпать, покрывать, замерзать, помогать.
Белый, голубой, снежный.
Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Снежок порхает, кружится, на улице бело…“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Зима
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Вверху, внизу, спереди, сзади, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со).
Общие речевые навыки:
Артикуляционная гимнастика «Зимушка-зима»
«Сдуй снежинку с варежки» - развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Дети сдувают снежинки с варежек. Педагог должен проследить за тем, чтобы дети делали при этом плавный и медленный выдох.
«Вьюга» - развитие силы голоса.
Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга.
Педагог: Вьюга начинается.
Дети стоят, спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: у-у-у…
Педагог. Сильная вьюга.
Дети увеличивают силу голоса.
Педагог. Вьюга затихает.
Дети уменьшают силу голоса.
Педагог. Вьюга кончилась.
Дети затихают.
Общая и мелкая моторика:
I-II «В гости к нам пришла зима»
Как мы рады, что зима
В гости снова к нам пришла!
Дети хлопают в ладоши.
Снегом землю укрывает,
Поиграть нас приглашает.
Медленно приседают.
Ловим ручкой мы снежинки,
Как холодные пушинки.
Сжимают и разжимают ладошки.
На снег подышим, и тогда
Появляется вода.
Дышат на ладошки.
«Слепим мы с тобой снежок»
Дайте ребенку белый лист бумаги и предложите сделать («слепить») из него комочек.
Крепче руки ты сжимай
И комочек покатай.
Слепим мы с тобой снежок
И пойдем играть, дружок!
III. «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.
Он превратился в толстый ком,
Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.
И станет ком снеговиком.
«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.
Его улыбка так светла!
Показывают руками на лице улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Показывают глаза, прикрывают головой ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.
Но солнца припечет слегка –
Медленно приседают.
Увы! – и нет снеговика.
Пожимают плечами, разводят руками.
«Пирог»
Падал снег на порог.
Дети два раза медленно опускают ладони на стол.
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.
Ручейком пирог утек.
«Бегут» пальчиками обеих рук по столу.
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки.
Опять показывают, как пекут пирог.
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :
I. «Снег» - расширение кругозора, пополнение номинативного, предикативного словаря, словаря признаков.
Педагог обращает внимание детей на «сугроб» (выполнен из ваты, за которым сидит зайчик с ведерком, наполненным снегом.
- Кто пришел к нам в гости?
- Что принес зайка?
- Посмотрим в ведерке.
- Потрогайте снег. Он белый, холодный, мягкий.
- Я положу снежок к вам на ладошку. Подышите на него, как я. Посмотрите, снег тает.
Работа по картине «Зима» - закрепление представлений о зиме, пополнение словаря, развитие фразовой речи, предметности восприятия.
На доску выставляется картина «Зимняя прогулка» и логопед предлагает внимательно слушать и показывать на картинке то, о чем говорит.
- Белый снег лежит на деревьях (один ребенок выходит и показывает)
- Белый снег лежит на домах (другой ребенок выходит и показывает)
- Снег лежит на заборе и земле.
- Девочка в синей шапке катит санки.
- Девочка и мальчик строят горку.
- Наступила зима.
«Где зайчик?» - пополнение номинативного, предикативного словаря, закрепление навыка использования в речи предлога «на».
Педагог приглашает детей встать в круг и читает стихотворение:
Ну-ка, зайчик, выбегай, взрослый берет в руки зайчика
Вместе с нами поиграй!
Прыгай, зайчик. На пенек: дети прыгают на месте
Прыг-скок, прыг-скок!
А с пенечка на снежок :
Прыг-скок, прыг-скок!
Лапками похлопай, хлопают в ладоши
А потом потопай. топают ногами
Педагог подводит детей к столу, перемещает зайчика на пенек, на снежок задает вопрос :
- Где зайчик?
II. «Ответь правильно» - развитие умения отвечать на вопросы педагога.
Снег белый или синий?
Лед твердый или мягкий?
Снег идет или капает?
Зимой бывает снегопад или листопад?
Лед скользкий или шершавый?
На улице жара или мороз?
Зимой одеваемся тепло или легко?
Снеговика стоят или лепят?
На коньках катаются или качаются?
«Что лепили дети?» - составление предложений по картинкам.
Предварительно на прогулке педагог с детьми по заданию логопеда лепят из снега различные предметы. Дети вспоминают, что они лепили. Педагог помогает картинками.
«Идем на прогулку» - составление предложений по двум опорным картинкам.
Педагог «собирается» с детьми на прогулку и выставляет пары картинок (штаны и кофта; шарф и шапка; носки и валенки и т. д.).
Дети по очереди рассказывают, что они надевают.
Я надеваю штаны и кофту. Я надеваю шапку и шарф. Я надеваю носки и валенки. И т. д.
«Что не бывает?» - усвоение категории родительного падежа.
Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары, листьев, цветов и т. д.».
«Употреби словосочетание в нужной форме» - изменение слов по падежам.
Что? – Снежная баба.
Нет чего?
Приделали нос к чему?
Не видим что?
Играли с чем?
Говорили о чем?
III. «Подбирай, называй, запоминай» - упражнение на подбор определений и глаголов к существительным.
Зима (какая) - холодная, суровая, снежная, вьюжная, долгая (нудная, морозная.
Снег (какой) -. Снежинки (какие) -.
Лед (какой) -.
Погода (какая) -.
День (какой) -.
Мороз (какой) -.
Снежинки зимой (что делают) падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.
Лед на солнце (что делает).
Мороз (что делает).
Дети зимой (что делают).
Метель (что делает).
Вьюга (что делает).
«Скажи наоборот» - упражнение на подбор антонимов.
Летом дни жаркие, а зимой - холодные.
Летом небо светлое, а зимой -.
Летом день длинный, а зимой -.
Летом солнце светит ярко, а зимой -.
Весной лед на реке тонкий, а зимой -.
Снег мягкий, а лед… -.
Одни сосульки длинные, а другие -.
Подбор родственных (однокоренных) слов
Снег - снежок, снежинка, снеговик, снежный, Снегурочка.
Зима -.
Мороз -.
Лед -.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
I. «Хлопни, как я»
Ребенок повторяет хлопки за взрослым (1, 2 хлопка).
«Ходим, бегаем» (Железнова)
Подвижная игра – песенка «Мороз» (Музыкальная шкатулка)
II. «Как на горке». Дети рассказывают стихотворение с такт (четыре хлопка на строчку).
Как на горке - снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на елке – снег, снег,
И под елкой – снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
«Снежинки»
Ой, летят-летят снежинки,
Белоснежные пушинки.
Поочередно поднимают и опускают руки.
Это зимушка-зима
Рукавами повела,
Поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку; то же повторяют влево.
Все снежинки закружила
Кружатся, руки в стороны.
И на землю опустила.
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки.
Приседают. Выполняя упражнение, нужно все время следить за правильной осанкой.
«Падают снежинки»
Дети, показывая руками, как снежинки падают сверху вниз, произносят: «П… п…» медленно или быстро, в зависимости от показа педагогом снежинок на ритме – схеме.
«Снежок»
Дует, дует ветерок,
И летит, летит снежок,
Постепенно опускают руки, делая мягкие движения кистями.
Закружился, заблестел,
Над полянкой полетел.
Вращают кистями перед грудью.
А снежок на землю пал.
Опускают руки вниз.
Дует, дует ветерок,
И опять летит снежок.
Поднимают руки вверх и постепенно опускают их вниз.
Дети по ритмо-схеме показывают, как летит снежок.
III. «Отшагай скороговорку»
Такой мороз, такой мороз.
Берет за нос, дерет до слез.
Считалка под мяч «Снегопад»
Снего-снего-снегопад,
Каждый очень, очень рад,
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки.
«Вьюга»
Воет вьюга: У-у-у,
Завертеть я вас могу.
Дети делают круговые движения руками над головой ритмично.
Замести в большой сугроб,
Хоп-хоп-хоп, хоп-хоп-хоп.
Руки внизу, ритмично двигают или с боков к центру, «подгребая» снег.
Вас от дома уведу,
В чисто – поле приведу.
Ритмично хлопают ладонями по телу.
А потом улягусь спать
В свою снежную кровать.
Ритмично покачивают скрещенными руками перед собой.
Ритмическая игра «Метелица»
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется.
Дети врассыпную двигаются по залу, делая плавные движения руками перед собой.
Кто кружится, вертится,
Кружатся.
Тот заметелится.
Приседают на последний слог.
Связная речь:
II. «Что лепили дети?» (по сюжетным картинкам)
III. Рассказ «Зима» по предметным картинкам.
На тонированном игровом поле педагог раскладывает предметные картинки : снег (белая полоска бумаги, деревья, девочка и мальчик в зимней одежде, снеговик, санки.
«Наступила зима. На земле и на деревьях лежит снег. Дети вышли гулять. Они надели шубки, шапки, варежки, сапоги, потому что на улице холодно. Дети слепили снеговика, а потом стали кататься на санках».
Художественная литература:
Л. Воронкова «Снег идет» (из книги «Снег идет»)
М. Познанская «Снег идет»
О. Высотская «Холодно»
В. Архангельский «Летят пушистые снежинки»
Э. Успенский «Проказы старухи зимы»
Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
В. Одоевский «Мороз Иванович»
С. Иванов «Каким бывает снег»
Е. Трутнева «Первый снег»
К. Бальмонт «Снежинка»
Б. Гримм «Госпожа метелица»
Русская народная сказка «Два мороза»
Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Русская народная сказка «Морозко»
Просмотр м/ф. : «Снежная королева», «Таежная сказка», «Зима в Простоквашино», «Первая зима», «Зимняя сказка», «Рукавичка», «Зимовье зверей»
Игры с природными материалами:
I. «Шишки и пальчики»
Шишку я на пальчик ставлю
И постукиваю.
На другой переставляю –
Поворачиваю.
По всем пальчикам пройду –
Шишечку переверну.
II. Игра с песком «Отпечатки»
Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
Дидактические игры:
I. «Найди картинку» - развитие зрительного внимания и воспряития.
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки и по очереди обращается к детям с просьбой найти нужное изображение: «На картинки погляди и санки найди. На картинки погляди и дерево найди.» Ребенок подходит к фланелеграфу, находит нужную картинку и говорит : «Я нашел санки. Я нашел дерево.»
«Найди такую же снежинку» - развитие зрительного восприятия.
«Разрезные картинки» - формирование у детей представлений о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 2-3 части.
II. «Посмотри, запомни» - развитие зрительной памяти.
Детям предлагается из набора картинок запомнить только те, которые связаны с зимой.
«Сложи картинку о зиме» - формирование у детей представлений о целостном образе картины.
«Найди такой же узор» - развитие усидчивости, наблюдательности, памяти, геометрической зоркости.
III. «Четвертый лишний» - развитие логического мышления.
Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф.
«До - между – после» - развитие логического мышления.
Какой месяц перед январем?
Какой месяц после января?
Какой месяц между февралем и декабрем?
И т. д.
«Снежные узоры» - использование умения выявлять закономерность в построении геометрических последовательностей.
Взрослый предлагает дорисовать и придумать свои узоры. Можно предложить такие задания:
- продолжи геометрический узор;
- продолжи графический узор;
- догадайся и нарисуй, какой снежинки не хватает;
- дорисуй вторую половину картинки.
Сюжетно-ролевая игра:
«Путешествие в зимний лес»
Закрепить знания, о зимнем времени года.
Развивать у детей двигательные качества и умения. Учить координировать свои движения.
Развивать у детей способности к фантазии и импровизации. Развивать умение выражать свои эмоции.
Вызывать положительные эмоции, создавать радостное настроение.
Театрализованные игры:
«Чистим снег» - имитация движений в соответствии текста.
Вот и снег глубокий выпал,
Четкие неглубокие приседания и наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.
Перекрыл он все пути.
Он подряд две ночи сыпал,
Ни проехать, ни пройти.
В руки взяли по лопатке,
Подпрыгивают на месте.
Будем рыхлый снег кидать,
Чтобы было нам приятно
По дорожке пробежать.
Раз-два, раз-два, веселей давай,
Имитация бросания снега.
Раз-два, раз-два, веселей кидай!
Русская народная сказка «Снегурочка»
Конструктивные игры:
I. «Избушка для зверюшек» - закрепить ранее приобретенные приемы конструирования; учить рассказывать о своей постройке, о характере ее предназначения; учить правильно складывать.
II. «Терем Снежной Королевы» - формировать умение детей создавать замысел конструкций, учитывая особенности постройки, выраженные предметно в схемах; поощрять творческую инициативу и самостоятельный выбор строительного материала, соответственно с замыслом; закреплять умения придавать формам устойчивость, заменять детали, совмещать их для получения нужных форм.
III. «Снежное царство» - развивать конструктивные умения детей, учиться соизмерять постройки с величиной объекта, учиться проговаривать в речи последовательность действий.
Подвижная игра:
II. «Мороз» - совершенствовать координацию движения и ловкость.
На площадке обозначаются 2 черты длиной 5-6 м. Расстояние между 1-й и 2-й чертой 4-4,5 м. По считалке выбирается водящий - «Мороз». Он располагается в своем доме - начерченном на площадке круге. Дети встают за 1-ю черту, которая находится на расстоянии 1,5-2 м от дома «Мороза», и поворачиваются к нему лицом. Педагог вместе с детьми произносит следующий текст:
Ох, Мороз, Мороз, Мороз,
Мерзнут руки, мерзнет нос.
Нас, Мороз, не обижай!
Не пугай! Не угрожай!
Хватит по лесу трещать!
Тебе, Мороз, нас не догнать!
После слов «тебе, Мороз, нас не догнать!» дети убегают за вторую черту, водящий старается их догнать,
Примечания. 1. Когда «Мороз» коснется кого-либо из детей, этот ребенок должен остановиться, поднять руки в стороны, он – «замороженный». 2. «Мороз» может ловить не одного, а нескольких игроков. 3. «Морозу» нельзя забегать за вторую черту, пятнать убежавших за нее детей. 4. Следующий водящий вновь назначается по считалке, игра повторяется.
III. «Два Мороза» - учить детей играть по правилам, быть выносливыми.
Педагог отмечает два дома на противоположных сторонах площадки. В одном доме живут два Мороза, а в другом – дети. Между домами отчеркиваются две горизонтальные линии, между которыми состоятся перебежки. Два Мороза выходят к своей линии чуть в стороне от центра и говорят:
Мы два братца удалые,
Мы морозы молодые.
Я – Мороз Красный нос.
Я – Мороз Синий нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Дети отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
Затем дети бегут к своему домику, а Морозы салят их. Осаленного ребенка они забирают в свой домик. Замороженными считаются не только осаленные дети, но и те, кто побежал раньше слов «И не страшен нам мороз!» Выигравшими считаются те Морозы, которые осалили больше детей.
«Снег – метель – вьюга» - уметь выполнять движения в соответствии с командой сразу после слов педагога; ориентироваться в пространстве, не сталкиваться со сверстниками при движении.
По команде «Снег» дети, плавно кружась, приседая, легко на носочках передвигаются по всему пространству. По команде «Метель» - быстро бегут в направлении, указанном педагогом, собираются в большую кучу. По команде «Вьюга» - встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу, ускоряя темп.
Подвижная игра с речевым сопровождением:
II. «Снежная баба»
Сегодня из снежного
мокрого кома
Мы снежную бабу
слепили у дома.
Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.
Стоит наша баба
у самых ворот.
«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького.
Никто не проедет,
никто не пройдет.
Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.
Знакома она уже
всей детворе,
А Жучка все лает:
«Чужой во дворе!»
Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок – жучка.
III. «Здравствуй, зимушка – зима!»
Перед началом игры дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр круга.
Ждали зиму мы давно.
Все смотрели мы в окно.
Выполняют «пружинку» на месте, руки на поясе.
Наконец она пришла.
Здравствуй, зимушка-зима!
Хлопают в ладоши.
Всюду снег на ветках пышных,
Ветерка почти не слышно.
Плавно поднимают е сторону правую руку, затем левую; медленно опускают руки вниз.
Словно легкие пушинки,
В танце кружатся снежинки.
Кружатся на месте, руки в стороны - вниз.
Речка быстрая молчит,
Птичья песня не звучит.
Приседают, обхватывают руками плечи.
Эй, ребята, выходите
И на саночки садитесь.
Шагают на месте.
Мы на саночки садились
И под горочку скатились.
Легко, на носочках, бегут по кругу друг за другом.
Дружно мы на лыжи встали,
Друг за другом зашагали.
Идут широким шагом, взмахивая руками вперед - вверх, отводя назад - вниз. Движения рук попеременные.
Вместе все, бегом-бегом,
Мы скатали снежный ком.
Останавливаются, выполняют наклон вперед, машут руками вперед - вниз, ладони кверху.
В детский сад потом пошли,
Шагают на месте.
Суп поели, спать легли.
Присаживаются на корточки, руки складывают ладонь к ладони под щечку.
Игра малой подвижности:
I. «Хоровод вокруг снежной бабы» - координация речи в движением.
Инвентарь: снежная баба, слепленная детьми подготовительной группы.
Дети образуют вместе с педагогом круг, берутся за руки. Внутри круга находится снежная баба. Дети двигаются хороводом по кругу под чтение педагогом следующего текста:
В этот праздник новогодний
Хороводом мы идем,
И как легкие снежинки
Мы летаем и поем.
Ла-ла-ла, тук-тук-тук!
Ла-ла-ла, тук-тук-тук!
На слова ла-ла-ла дети кружатся на месте, на слова «тук-тук-тук» - топают ногами и хлопают в ладоши.
Игра повторяется.
II. «Веселые снежинки» - развивать способность к двигательной импровизации, двигательной находчивости, способность координировать действия при совместной деятельности.
Дети врассыпную располагаются на площадке. Педагог произносит текст:
Метель-вьюга у ворот
Кружит снежинок хоровод.
После слов педагога дети кружатся на месте в медленном темпе вправо и влево. После команды «Метель утихла» дети останавливаются.
III. «Зимняя игра» - координация речи с движением.
Посмотри, как блестит,
Поднимают руки вверх и плавно качают кистями.
Под ногами хрустит
Топают ногами.
Беленький снежок,
Легкий, как пушок.
Постепенно опускаются на корточки, показывая руками, как идет снег.
Одевайся живей,
«Надевают» шапочку, шарфик.
Побежим веселей
Бегут на месте.
Бегать и играть,
И снежки кидать.
«Лепят и кидают снежок».
Ты на санки садись
И за спинку держись,
Крепче ты держись,
Покатались вниз.
Встают в пары. Первый ребенок поворачивается спиной ко второму, отводит руки назад берется за обе руки второго («санки»). Дети парами бегут на носочках по кругу.
Ух!
Приседают.
Психогимнастика:
«Снежки». Регуляция мышечного тонуса мышц рук.
Дети стоят в двух шеренгах друг против друга и изображают, как они лепят и бросают снежки. Когда «снежок» лепят, его перекладывают из руки в руку – при этом мышцы рук напрягаются. Когда «снежок» бросают, мышца руки расслабляется.
Мы в снежки играем смело.
Дети лепят снежки.
Ах, какое это дело!
Мы играем целый день.
Хлоп-хлоп! Не зевай!
Первая шеренга детей «бросает» снежки в детей из второй шеренги.
Ты со мной в снежки играй!
Дети второй шеренги уворачиваются от снежков – наклоняют туловище вправо-влево.
Хлоп-хлоп! Не зевай!
Вторая шеренга детей «бросает» снежки в детей из первой шеренги.
А теперь в меня бросай!
Дети первой шеренги уворачиваются от снежков – наклоняют туловище вправо-влево.
«Снеговик». Регуляция мышечного тонуса рук, ног и корпуса.
Дети изображают снеговиков: крепко стоят на ногах (ноги расставлены на ширину плеч, руки поставлены на пояс, тело напряжено.
Когда снеговики начинают «таять», из тела уходит напряжение. Сначала у детей – «снеговиков» голова падает на бок, потом опускаются руки и повисают, как плети. После этого дети начинают, не спеша приседать, становятся на колени, затем присаживаются на бок, кладут руки на пол, а на них голову – «снеговик растаял».
Вот стоит снеговик
Тело напряжено.
Он к морозам привык.
Солнце припекает –
Снеговик наш тает,
Напряжение постепенно уходит.
Тает, тает – да, да, да…
Будет теплая вода.
Мимическое упражнение :
«Зима». Развитие мимических движений.
Дети изображают мимикой боль (поскользнулся и упал, холод (замерз в зимний ветреный день, радость (солнце светит, испуг (летит большой ком) и т. д.
«Настроение Зимы». Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.
Упражнение для губ и щек :
«Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Самомассаж:
Массаж ног «Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
Садятся на стульчики и поглаживают ноги движениями ладоней снизу вверх.
Массаж биологически активных зон «Наступили холода»
Да-да-да –
Наступили холода.
Потереть ладошки друг о друга.
Да-да-да –
Превратилась в лед вода.
Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.
Ду-ду-ду –
Поскользнусь я на льду.
Указательными пальцами помассировать крылья носа.
Ду-ду-ду –
Я на лыжах иду.
Растереть ладонями уши.
Ды-ды-ды –
На снегу есть следы.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба.
Ди-ди-ди –
Ну, заяц, погоди!
Хлопки в ладоши.
Загадки:
* Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг.
(Зима)
* Подморозило вчера.
Налетела мошкара,
И от этой мошкары
Стали белыми дворы.
(Снег)
* Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?
(Мороз)
* Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
(Ветер)
* Странная звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала.
(Снежинка)
* В огне – не горит,
В воде – не тонет.
(Лед)
* Две плетенки,
Две сестренки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мерзли пять и пять.
(Варежки)
* Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
* Кручу, урчу,
Знать никого не хочу.
(Вьюга)
* Белые змеи
Над землей полетели.
По дорогам поползли
И сугробы намели.
(Метель)
* Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
«Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год».
(Декабрь)
* Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)
* Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели,
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)