Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме «Животные зимой» для детей 6–7 лет
▼ Скачать
Лексическая тема : «Животные зимой»
Задания :
Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных.
Расширить и углубить представления о зимовье животных.
Расширять словарь по данной теме;
Существительные: волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, бобёр, белка, олень, барсук, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, плутовка; логово, берлога, нора, хатка, дупло.
Публикация «Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме „Животные зимой“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Зима
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Темочки
Глаголы: ходить, рычать, прыгать, колоться, притаиться, красться, бродить, загонять, подстерегать, мышковать, строить, запасать, готовиться (к зиме).
Прилагательные: колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий.
Грамматические категории:
• Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
• Согласование числительных с существительными.
• Согласование существительных с прилагательными в роде, числе.
• Подбор родственных слов к существительным.
Артикуляционная гимнастика:
Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков.
Пальчиковая гимнастика
Это -зайчонок, Это — бельчонок, (Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
Это — лисенок, это — волчонок.
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. (Вращать большим пальцем)
Физкультминутка «На водопой».
Как-то днем лесной тропой (дети спокойно идут по кругу)
Звери шли на водопой (друг за другом)
За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая)
За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках)
За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед)
За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку)
За мамою белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)
За мамой зайчихой- косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах)
Волчица вела за собою…волчат (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движения языком- «лакают»)
Чистоговорки для развития речи на звук с.
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – мы видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за (лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Вторник.
Развитие грамматического строя речи
1. Д/игра «Угадай и повтори»
Ребята, я буду называть характерные признаки диких животных, а вы догадайтесь, о ком идет речь.
Злой, голодный, серый….(волк)
Трусливый, длинноухий, белый (заяц)
Хитрая, рыжая, хищная (лиса)
Рыжая, маленькая, быстрая (белка)
Большой, бурый, неуклюжий (медведь).
2. Д/игра «Назови членов семьи».
Заяц- зайчиха- зайчонок.
Волк-волчица-волчонок.
Медведь-медведица-медвежонок.
Еж-ежиха-ежонок.
Лис-лисица-лисенок.
3. Дидактическая игра: «Чей хвост?» Образование притяжательных прилагательных.
Лиса…. лисий хвост
Волк, медведь, заяц, белка, лось, кабан, рысь
4. Дидактическая игра: «Чьи следы?»
Лиса …. лисьи следы.
Волк, медведь, заяц, белка, лось, кабан, рысь
5. Составление предложений «Кто как зимует?» :
Медведь… спит… в берлоге.
Ежик… залез… в норку.
Белка …сидит …в дупле.
Волк…сидит…в логове.
Зайчик…дрожит…под кустом.
6. Д/игра «Кого не стало?»
На доске вывешены картинки с дикими животными. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну или несколько картинок и спрашивает у детей кого из животных не стало.
Вариантом игры может быть следующий: воспитатель меняет картинки местами, а дети называют, что изменилось.
7. Игра: «Назови ласково».
Мышь-мышка; заяц-зайчик; ёж-ёжик; волк-волчок; лиса-лисичка; медведь-медвежонок; лось-лосёнок.
Среда.
Развитие грамматического строя речи
1. Д/игра «Какое слово не подходит?»
Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и назвать, какое слово лишнее и почему.
Например:
Волк, волчий, волосы, волчонок.
Лиса, лисий, лисята, лесной.
Белка, белочка, белый, беличий.
Медведь, медвежонок, медаль, медведица.
Лось, лосиха, лосята, лосины.
2. Д/игра «Угадай кто?»
Воспитатель предлагает детям придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».
Он называет характеристику, а дети должны попробовать догадаться, какому животному она соответствует.
большой (кто).
неуклюжий.
маленькая.
сильный.
пушистая.
слабый.
колючий.
трусливый.
могучий.
добрая.
пятнистый.
злой.
длинноногий.
быстрый.
серый.
хитрая.
ловкая.
3. Д/игра «Составь предложение»
Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
Волк, рыскать, лес, по, голодный, зимний.
Белка, дупло, зимовать, тёплое, в.
Лапу, в, медведь, берлоге, сосёт.
От, заяц, лисы, волка, прячется, и.
4. Д/игра «Составь слово»
Воспитатель называет детям ряд слов. Дети из первых звуков данных слов составляют новое слово.
ВОДА, ОБРУЧ, ЛАПА, КЛЫК — волк
ЛАПА, ИГЛА, СОМ, АИСТ — лиса
5. Д/игра «Кого видишь на картинке?» (картинка прилагается)
Воспитатель предлагает рассмотреть лес на картинке и найти, кто из зверей в нём спрятался. Воспитатель напоминает детям, что отвечать нужно полным предложением.
Например:
Я вижу лису.
6. Стихи про животных
Дикие животные с людьми не живут,
Постоянной помощи они от них не ждут.
А живут они в лесах.
На горах, в лугах, степях,
На воде и под водой,
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочные жилища,
И лекарства- травы ищут.
Тигры, волки и слоны,
Зайцы, кабаны, киты,
Лисы, буйволы, медведи,
Грифы, совы и орлы-
Всех их не пересчитать,
Обо всех не рассказать.
По своим живут законам,
Их всем людям надо знать,
Чтобы не вредить животным,
А повсюду охранять.
6. Отгадай загадки
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимою спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
А в деревне кур крадет. (Лиса)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток — ни одной. (Ёж)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Он рога несет легко,
Хоть раскинул широко. (Лось)
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит- бродит он молчком,
Уши серые торчком. (Волк)
Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орехи грызёт. (Белка)
Проворная зверушка
Живёт в дупле-избушке.
У рыженькой малышки
В дупле грибы и шишки. (Белка)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (волк)
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней. (лиса)
Четверг.
Развитие связной речи
Тексты для пересказа
Волк
Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придёт зимнее время, птицы улетят. Звери спрячутся, нечего есть волку.
Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут. Где сторожа нет, да запоры плохи — несдобровать овце.
БЕЛКА
Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода — белка скорей к своему дуплу спешит. Дупло у белки веточками, сучьями выстлано — большое, круглое, а сбоку
лазейка. Уютно в нём, тепло белочке. Заберётся
она в дупло, а чтобы холодный ветер не задувал, ещё лазейку подстилкой закроет. Потом
свернётся клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
МЕДВЕДЬ
Медведь имеет тёплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как-то вкось, поэтому его ж назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мёд. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосёт лапу.
В. Флинт
МИТИНЫ ДРУЗЬЯ
Зимой лосиха с лосёнком ночевали в осиннике. Лес стоял белый под снегом. Иней оседал на ветках, на спине лосихи.
Послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Волк мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по снегу в лес. За ними
погналась стая волков. Впереди беглецов — лесная сторожка, ворота раскрыты. Сзади — волки. Лоси бросились прямо в ворота.
Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Лоси чуть не сбили его с ног. Митя выглянул за ворота, а там волки. Митя
смело замахнулся лопатой и отогнал волков. Лоси оправились от испуга и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу
около сторожки.
По Г. Скребицкому
Вопросы:
Где ночевали лосиха с лосёнком?
Какое время года было в лесу?
Почему лосиха насторожилась?
Кого увидели лоси?
Куда прибежали лоси?
Что делал Митя во дворе?
Как Митя помог лосям?
КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка
зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не
выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом —
в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в
густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник
слез с дерева и пошёл домой.
В. Бианки
Вопросы:
Чего испугался охотник?
Кто вышел на берег лесной реки?
Что сделала медведица?
Как вели себя медвежата?
Как чувствовали себя медвежата после купания?
Почему они были довольны?
Чем закончился рассказ?
Пятница.
Развитие мелкой моторики.
Составление описательного рассказа по схеме.