Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме «Русская изба. Эволюция вещей»» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема :
Задания :
• Познакомить детей с предметами быта на Руси.
• Обогащать словарь детей по лексической теме.
Расширять знания детей о жизни людей на Руси.
• Существительные: небылица, считалочка, потешки, песенки, творчество.
• Прилагательные: народное, устное, весёлое,
• Глаголы: забавлять, успокаивать, заучивать, передавать.
Грамматические категории:
• Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
• Согласование числительных с существительными.
Темочки:
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
• Согласование существительных с прилагательными в роде, числе.
• Подбор родственных слов к существительным.
Пальчиковая гимнастика
«Поиграем в пальчики»
Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
(загибать по очереди все пальцы на обеих руках. на последние строчки – шевелить пальцами обеих рук)
«Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(ритмично сжимать и разжимать кулачки, на счет – поочередно загибать пальцы на обеих ручках)
Гимнастика для глаз
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
Физкультминутка «Как живёшь?»
Воспитатель. Как живешь?
Дети. Вот так! (показать большой палец)
Воспитатель. А плывешь?
Дети. Вот так! (плывут любым стилем)
Воспитатель. Как бежишь?
Дети. Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами)
Воспитатель. Вдаль глядишь?
Дети. Вот так! (руки “козырьком”)
Воспитатель. Ждешь обед?
Дети. Вот так! (поза ожидания, подпереть щеки рукой)
Воспитатель. Машешь в след?
Дети. Вот так!
Воспитатель. Утром спишь?
Дети. Вот так! (руки под щеку)
Воспитатель. А шалишь?
Дети. Вот так! (надуть щеки и хлопнуть по ним кулачком)
Выучить скороговорки:
Проворонила ворона вороненка.
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
Хохлатые хохотушки хохотали хохотом : «ха!ха!ха!ха!»
Шел Егор через двор.
Нес Егор с собой топор.
Шел Егор чинить забор.
Развитие грамматического строя речи
1. Д/игра «Один — много» (образование множественного числа существительных).
Скалка, веник, пылесос, печка, щётка и т. д.
2. Д/игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными).
Одна щётка, две щётки, три….
Веник, пылесос, машина, печка, скалка и т. д.
3. Д/игра «Угадай предмет по описанию».
Ребёнок составляет небольшой описательный рассказ, не называя самого предмета.
Дети должны угадать, что это.
4. «Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.
В древние времена люди готовили еду на костре, а сегодня….
Раньше люди стирали бельё руками в корыте, а сегодня….
Раньше подметали пол веником из прутьев, а сейчас….
Раньше носили одежду из шкур, а сегодня….
Раньше писали (рисовали) на камнях, а сейчас…
5. Д/игра «Назови ласково»
Педагог называет предметы быта, а ребёнок называет этот предмет ласково.
6. Д/игра «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа)
Деревянная скалка – нет деревянной скалки,
Стиральная машина, глинянный горшок, горячий утюг, электрическая плита, новый пылесос, пластмассовая щётка, деревянное корыто….
7. Д/игра «Найди сходство и отличие»
Педагог предлагает детям для сравнения два предмета, например: русская печь и электроплита. Ребёнок пытается найти сходство и отличие.
Отгадай загадки:
Дверь
Ходит, ходит, а в избу не заходит.
Пройдется за день раз по двести,
Хотя всегда стоит на месте.
Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь - я рада стуку.
Но одного я не прощу -
Коль не подашь мне руку.
Одной рукой всех встречает,
Другой рукой - провожает.
Кто приходит, кто уходит -
Все её за руку водят.
У меня знакомых - тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и руку мне пожмет.
Замок
Черненькая собачка
Свернувшись лежит:
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
Ключ
Из меня берут порою
Речки свой исток,
А в руках твоих открою
Я любой замок.
Я весь из железа,
Я в щелку залез.
Ты в дом ни за что
Не войдешь без меня.
Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот и в дом войдет.
Полежит он без вниманья
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь -
В дом не попадешь.
С короткой бородкой,
С дырой посередке,
Лежу я тихонько,
В кармане звеня.
Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строке,
Я и гайку отверну,
Я могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать.
Лифт
Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры.
Лестница
Деревянная дорога
Вверх идёт отлого.
Что ни шаг - то овраг.
Что это за дорога:
Кто по ней идёт -
Тот хромает?
Окно, окна
Не на полу, не на полке,
И в дом глядит, и на улицу.
Межи деревянные,
А поля стеклянные.
Много соседей рядом живут,
А никогда не видятся.
Печь
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало - не пропало,
Румяной булкой стало.
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
Наша толстая Федора
Наедается нескоро,
А зато когда сыта,
От Федоры - теплота.
В избе - изба,
На избе - труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
Огонь
Жевать не жую, а все пожираю.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
Сколько бы ни ел,
Никогда сыт не бывает.
Накормишь - живет,
Напоишь - умрёт.
Спички
Домик маленький, а жителей много.
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки.
Это тесный-тесный дом.
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр.
В чисто убранной светличке
Дремлют сёстры-невелички,
Эти сестры весь денек
Добывают огонёк.
Пятница.
Развитие мелкой моторики.
Индивидуальная работа с детьми по заданиям логопеда.