Елизавета Драпова
Картотека игр по трудовому воспитанию для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по трудовому воспитанию для детей второй младшей группы
Картотека игр по развитию навыков самообслуживания
Игровая ситуация «Научим куклу мыть руки»
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Оборудование: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Публикация «Картотека игр по трудовому воспитанию для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».
Д/и «Правила гигиены»
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание, формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
Игровая ситуация «Сделаем куклам разные прически»
Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид
Оборудование: куклы, расчёски, заколки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.
Д/и «Подбери пару»
Цели: соотносить предметы на картинках с действиями; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки : пылесос, расческа, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки : уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.
Ход игры: дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.
Игровая ситуация «Таня простудилась»
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться
Оборудование: носовой платок
Ход игры: воспитатель спрашивает : зачем людям нужен носовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:
- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д.
Упражнение «Выверни колготки»
Цель: Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
Упражнение «Наши вещи ложатся спать»
Цель: учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам.
Упражнение «Все мы делаем по порядку»
Цель: учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке.
Обучающая ситуация «Почистим зубки»
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик? Зубки, зубки! Где вы зубки? Щечка, щечка! Где ты щечка? Будет чистенькая дочка!В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку»
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый.
Оборудование: вырезанные из картона обувь : сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.
Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию : «Маша – растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д.». Детям предлагается помочь Маше – растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару».
Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»
Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Оборудование: две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для кукол девочки и мальчика.
Ход игры. Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой – Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.
Игры на ознакомления детей с хозяйственно - бытовым трудом.
Игровая ситуация «Накроем стол для кукол».
Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом).
Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям от имени Маши:
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша?
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы.
Игровая ситуация «Вымоем посуду»
Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.
Оборудование: кукла, посуда (тарелки, подносы, губка, два тазика.
Ход игры: взрослый привлекает внимание детей к кукле, которая сидит за накрытым столом, показывает стол с грязной посудой, просит детей помочь кукле вымыть посуду. Дети складывают грязную посуду на один поднос. Воспитатель демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.
Игра «Убери со стола»
Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.
Оборудование: посуда, щетка, совочек.
Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т. д. " Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"
Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.
Проблемная ситуация «Почему игрушки убежали от Коли».
Цель: воспитывать привычку убирать за собой игрушки, воспитывать бережное отношение к ним.
Содержание игры заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но ленился их убирать. Однажды машина, мяч, мишка, кубики убежали от мальчика. Ему стало скучно, и он заплакал: «Почему и игрушки не берег, не убирал на место? Вот если бы они ко мне вернулись, я стал бы их всегда убирать». Игрушки услышали ли слова и вернулись к Коле. Он обрадовался мишке, кубикам, мячу, машине, все сложил аккуратно.
Игровая ситуация «Купаем кукол»
Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за куклами.
Оборудование: 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на грязную куклу. Просит помочь ее вымыть.
Трудовые поручения :
Расставлять игрушки, книжки.
Раскладывать на столах материал к занятиям.
Цель: закреплять умение соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно поддерживать порядок, расставлять книжки. Учить раскладывать на столах материал к занятиям.
Обучающая ситуация «Поможем протереть стульчики».
Цель: продолжать развивать трудовые умения и навыки, воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Ход: Стук в дверь, приходит зайка. Приветствует детей : «Здравствуйте, ребята!» Он входит, обращает внимание на стульчики: «Ой, ребята, какие у вас пыльные стульчики, давайте поможем няне их помыть. Ну что, ребята, поможем? Посмотрите, как я буду это делать». Процесс труда. После окончания выполненной работы напоминаю детям, чтобы они сложили аккуратно тряпочки в одно место: - «А сейчас снимайте фартуки и вымойте руки».
Обучающая ситуация «Стирка кукольной одежды»
Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на куклу в грязной одежде, просит помочь ей постирать ее. Спрашивает: помогали ли маме стирать, что нужно для стирки, с чего нужно начать стирку?
Организация труда в природе в групповом помещении и на прогулке
В групповом помещении :
1. Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями.
2. Работа в уголке природы совместно с воспитателем : при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п.
2. Рассматривание алгоритма «Уход за комнатными растениями»
3. Чтение детям экологической сказки «Зеленый друг»
4. Игровая ситуация «Покажем Незнайке, как ухаживать за растениями»
Воспитатель обращает внимание детей на Незнайку, говорит, что у него тоже очень много растений, но они почему- то пыльные и грустные. Покажем Незнайке, как ухаживать за растениями. Воспитатель напоминает правила ухода за растениями, обращается к Буратино, чтобы он тоже смотрел и запоминал.
Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения.
5. Труд в уголке природы : полив растений
6. Труд : посадка лука в уголке природы.
В гости к детям приходит дед из сказки «Репка» и просит помочь ему вырастить лук
7. Труд : помыть листья растений
8. Наблюдение – опыт «С водой и без воды».
9. Наблюдение за рассаживанием цветка.
На участке
1. Уборка овощей на огороде (помощь взрослым).
2. Наблюдение за сбором крупных семян цветов.
3. Сбор мусора, листьев в определенное место.
3. Приучать соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада.
1. Уборка сухих веток с участка.
2. Смести снег со скамеек, построек на участке.
3. Подметание дорожек на участке.
4. Наблюдение за трудом дворника.
5. Сгребание снега к деревьям.
6. Расчистка кормушек, подкормка птиц.
7. Убирать кормушки на место хранения.
8. Приводить в порядок огород- очистка от мусора и камней.
9. Уборка сухой травы на огороде.
10. Уборка участка от мусора.
11. Осушение участка – пропускание ручейков.
12. Разбрасывание снега для быстрого таяния. 12
13. Вынос игрушек и уборка их после игры.
14. Наблюдение за перекопкой грядок.
15. Наблюдение за перекопкой клумб.
16. Посадка лука, гороха, бобов.
1.2. Продолжать закреплять у детей интерес к труду, воспитывать желание применять посильное участие в трудовой деятельности.
Картотека игр по ознакомлению с трудом взрослых.
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Цель: Расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т. д.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек (кому, что нужно для работы)»
Цель: Расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.
Игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом).
Цель: Учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает
Учитель подстригает, а парикмахер учит детей.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.
Игра «Кому это нужно?»
Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры: Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов.
Игра «Кто на фото?»
«Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: Закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
Дидактическая игра «Кто это делает?»
Цель: УУпражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т. п.
Лото «Профессии».
Цель: Формировать у детей умение соотносить профессии с предметами и группировать предметы по назначению; закреплять название профессий.
Игровой материал: Карты-лото с изображениями :- доктор, шприц;- повар, кастрюля;- плотник, пила;- прачка, утюг;
- дворник, метла;- продавец, касса.