Ирина Першина
Игры на знакомство и закрепление понятия о ягодах, фруктах и овощах
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр на знакомство и закрепление ягод, фруктов и овощей
у дошкольников
1.
Игра «Цветные ягоды, овощи и фрукты»
Задачи: Учить закрашивать фрукты и овощи в той цветовой гамме, которой они соответствуют. Развивать воображение, внимание, память. Закреплять основные цвета и их оттенки. Воспитывать усидчивость, аккуратность при закрашивании.
Публикация «Игры на знакомство и закрепление понятия о ягодах, фруктах и овощах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Игры, дидактические пособия
- Ягоды садовые
- Темочки
Материал: Цветные карандаши в коробке (обязательно наличие таких карандашей как оранжевый, салатовый, розовый, голубой, сиреневый). Листы бумаги с контурами овощей, фруктов и ягод.
Ход игры:
1 вариант
На столе перед детьми лежат листы бумаги с контурами овощей, фруктов и ягод. Ребёнок с закрытыми глазами достаёт из коробки цветной карандаш и затем, глядя на нарисованные контуры ягод, овощей и фруктов разукрашивает их соответствующим цветом.
2 вариант
Изобразить контуры овощей, фруктов и ягод на ватмане, и провести игру с подгруппой детей, предложить взять с закрытыми глазами цветной карандаш и так же разукрасить соответствующим цветом контур (коллективная работа).
2.
Беседа- игра «Полезные продукты для организма»
Задачи: Учить детей отвечать на вопросы, распределять правильно соответствующие карточки. Закреплять название овощей и фруктов, их назначение. Развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывать интерес к познанию.
Материал: Мягкие игрушки зайчата, магнитная доска, магнитные карточки с изображением грибов, овощей, ягод, деревьев, фруктов.
Ход:
Воспитатель: Сегодня ко мне прибежали зайчата и просят помощи, они хотят укрепить свой организм, но не знают как это сделать. Ребята, как вы думаете, что необходимо нашему организму для его укрепления и оздоровления?
Дети: фрукты и овощи.
Воспитатель: Чтоб здоровье укрепить, надо фрукты, овощи любить, это знают все подряд, витаминам каждый рад. Ребята! А какие названия витаминов вы знаете?
Дети: А, В, С, Д, Е
Воспитатель: А какую пользу для организма приносят витамины.
Дети: Они защищают организм от микробов, придают силы и т. д.
Воспитатель: Правильно, а ещё, благодаря витаминам, которые находятся в овощах и фруктах становится здоровой кожа, хорошим зрение, сильными мышцы, крепкими нервы, красивыми волосы.
Ребята, Вы покажите зайчатам какие вы знаете овощи и фрукты?
На столе лежат магнитные карточки с изображением овощей, грибов, ягод, деревьев, фруктов. Детям предлагают выбрать нужную карточку (овощ или фрукт) и поместить её на магнитную доску.
1 вариант: Поместить карточки в две колонки: овощи и фрукты.
2 вариант: Распределить карточки под названием витаминов: А, В, С, Д, Е.
3.
Игра «Разложи правильно»
Задачи: Учить детей вычленять из множества карточек одну, контролировать свои действия. Развивать внимание, воображение, сосредоточенность, память. Закреплять знаниям различных продуктов, овощей и фруктов. Воспитывать интерес работать в коллективе.
Материал: Силуэт дерева, коричневый, жёлтый, синий, зелёный прямоугольники, карточки с изображением фруктов, овощей, подсолнух, пшеница, овёс, лён, краб, рыба, морская капуста, икра, яйцо, шерсть, мясо, молоко.
Ход игры:
На столах разложены силуэты (дерево и коричневый, жёлтый, синий, зелёный прямоугольники). На отдельном столе выложены карточки с изображением фруктов, овощей, подсолнух, пшеница, овёс, лён, краб, рыба, морская капуста, икра, яйцо, шерсть, мясо, молоко.
Воспитатель:
Вот дерево. На этот стол Саша и Вадим должны положить продукты, которые выросли на дереве.
Вот грядка (коричневый прямоугольник). На этот стол Кирилл и Дима должны выбрать продукты, которые выросли в огороде, на грядке.
Это поле (жёлтый прямоугольник). Соня и Вероника выберут сюда продукты, которые выросли в поле.
А это море (синий прямоугольник). Миша и Стёпа должны положить сюда продукты, которые нам даёт море.
Зелёный прямоугольник. Гриша и Андрей выставят сюда продукты животноводства.
4.
Игра «Кто быстрее соберет»
Задачи: Учить детей группировать овощи и фрукты. Развивать внимание, ориентировку в пространстве, память, умение координировать свои действия. Воспитывать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило: Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзине (на одной прикреплена картинка «плодовое дерево», на другой — «капуста»). Выигрывает та команда, которая без ошибок и быстрее соберет все предметы в корзинку.
Материал: Корзинки, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:
На полу россыпью разложены овощи и фрукты. Дети делятся на две команды по 5-6 человек. Команда «Сад» и «Огород». Капитану вручается корзина со значком в соответствии с названием команды.
Воспитатель уточняет у команд, что они будут собирать. Озвучивает игровое правило. Та команда, которая быстрее соберёт, поднимает корзинку вверх.
По сигналу (быстрая музыка) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та команда, которая первой поднимет корзинку, выигрывает.
Воспитатель вынимает содержимое корзинок и вместе с детьми проверяет, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт.
После этого объявляется команда-победительница. Игра проводится ещё раз, но команды меняются корзинками и соответственно названиями.
5.
Игра «Найди, что назову»
Задачи: Учить детей определять форму и величину овощей и фруктов, находить у них яркий отличительный признак. Учить находить предмет по слову-названию. Развивать слуховое внимание, память, мышление, воображение. Закрепить знания об окраске овощей и фруктов, их формы. Воспитывать выдержку, желание выполнить задание.
Игровое правило: Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.
Материал: Муляжи овощей и фруктов разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты должны быть одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др., разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста и др.). Вазы: шарообразная, овальная, удлинённая. Коробки разной окраски: чёрная, жёлтая, красная, зелёная, оранжевая, бордовая.
Ход игры:
1 вариант
Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)» и т. п.
2 вариант
Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.
3 вариант
Игра оборудуется и проводится так же, как и в первых двух вариантах. Здесь решается задача— закрепить в памяти детей окраску предметов.
Овощи и фрукты раскладывают (прячут) в коробки разной окраски в соответствии с окраской предмета.
6.
Игра «Вершки и корешки»
Задачи: Учить различать ботву и корешки овощей; упражнять в составлении целого растения из его частей; закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; развивать внимание, воображение, быстроту реакции; воспитывать целеустремлённость, выдержку, волю.
Материал: картинки с изображением «вершков» и «корешков» овощей.
Ход игры:
Игра проводится во время прогулки.
1 вариант
Воспитатель уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни - корешки, у других плоды - вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Воспитатель предлагает разделиться на две команды: одна команда будет называться вершки, а другая - корешки.
На столе лежат картинки овощей; дети одной команды берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. По сигналу (хлопок в ладоши, музыка) дети разбегаются по участку врассыпную. По сигналу «Раз, два, три — свою пару найди!», быстро находят себе пару: к своему вершку - корешок.
2 вариант
Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки, найдите свои вершки!»
Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.
Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто-нибудь из детей, через которые проходят все пары и сопоставляют свои пары по целой картинке.
Затем, можно предложить поменяться вершками и корешками, и игра повторяется. В старшей группе следует для этой игры брать овощи с малозаметными различиями в ботве, например петрушка и морковь, репа и редька. Можно положить веточки укропа — пусть дети поищут свои корешки. Если играющий остался без пары и не нашел свой корешок, значит, корешки укропа несъедобные.
7.
Игра «Загадай, мы отгадаем»
Задачи: Упражнять в описании овощей и фруктов; учить находить их по описанию, разгадывать загадки; развивать мышление, память, внимание, воображение; воспитывать выдержку, сосредоточенность.
Игровые правила:Описание давать в принятом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. Называть предмет при описании нельзя.
Игровые действия:Загадывание и отгадывание загадок об овощах и фруктах.
Материал: Муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:
На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтоб всем детям хорошо были видны детали их формы, неравномерность окраски.
1 вариант
Один ребенок выходит за дверь, он водит, а все оставшиеся готовят описание любого овоща или фрукта. Водящему надо догадаться и назвать то, о чем рассказали дети. Воспитатель может напомнить или предложить ребятам вспомнить последовательность описания: форма ее детали,
окраска, поверхность, вкус.
2 вариант
Ребенок описывает предмет, а другой узнает его по описанию. Тому, кто рассказывает об овоще или фрукте, воспитатель предлагает не смотреть постоянно на предмет, о котором он рассказывает, иначе остальные легко догадаются.
8.
Игра-соревнование «Соберём урожай»
Задачи: Упражнять в умении быстро ориентироваться в пространстве, находить овощи и фрукты из множества предметов; развивать память, быстроту, ловкость, выносливость; воспитывать выдержку, волю к победе.
Игровые правила: Собирать только овощи и фрукты и не ошибаться, действовать по сигналу.
Материал: муляжи овощей и фруктов каждого по два; разные игрушки четыре обруча.
Ход игры:
1 вариант
Воспитатель предлагает создать две команды. Команды в колоннах перед стартовой линией. Рядом с каждой командой пустой обруч, а в отдалении находится обруч с овощами и игрушками. Каждый игрок бежит к дальнему обручу и приносит один предмет в свой обруч. Выигрывает команда, которая первой «собрала урожай» и не ошиблась.
2 вариант
Воспитатель создаёт две команды. Дети по очереди называют овощи или фрукты, если затрудняются, слово переходит к следующей команде. За каждый ответ выдаётся фишка. Выигрывает та команда, которая набрала больше фишек.
1. Кто больше назовёт овощей: картофель,огурец, помидор, баклажан, капуста….
2. Кто больше назовёт фруктов: яблоко, груша,апельсин, мандарин, лимон….