Ерёменко Элина
Картотека игр и упражнений «Новогодний серпантин»
▼ Скачать + Заказать документы
ПО ТЕМЕ
НОВОГОДНИЙ СЕРПАНТИН
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ
«Нарисуем Новый год»
Нарисовать в альбоме две елки: большую - с большими игрушками-шишками, желтыми и красными шарами, маленькую елочку - с маленькими игрушками.
«Бывает – не бывает»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Публикация «Картотека игр и упражнений „Новогодний серпантин“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Новый Год в детском саду
- Темочки
Правило: называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: Медведь спит зимой; заяц летит по небу; волк хочет есть; лиса принесла письмо; и т. д.
«Что это такое»
Цель: формирование умения создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов
Правило: дети встают в круг, педагог говорит, что надо придумать, на что похож предмет, который лежит на стуле. Он кладет на стул один из цветных кружков. Педагог может сам назвать предмет, который он сам придумает, затем дети отвечают по очереди. Отвечает тот ребенок, которому педагог покатит мяч. Затем педагог меняет круг другого цвета или повозку. Необходимо поощрять оригинальные ответы.
«Поиск общего»
Цель: формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.
Правило: назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом (например, елочка и сосна). Ответы могут быть стандартными и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.
ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ
«На что (на кого) похож?». Развитие вербально-логического мышления. - Белый снег похож на…. Синий лед похож на…. Фонарики на елке похожи на…. Борода Деда Мороза похожа на…. елка похожа на.. (ответов может быть несколько).
«Гирлянды»
Цель: развивать мелкую моторику.
Сделать гирлянду на елку из бумаги. Можно предложить нарисовать рисунок к одной из сказок.
«Украсим елку к празднику»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: настоящая или искусственная елка, пять-семь елочных игрушек.
Ход. Сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просит рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки – стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).
«Что лишнее и почему?»
Цель: активизировать и вводить в речь обобщающие понятия.
Дети называют лишнее слово и объясняют свой выбор.
Осень, зима, Рождество, весна
Лыжи, зима, санки, коньки
Зима, весна, декабрь, лето
Санки, лыжи, льдинки, коньки
«Что в мешке Деда Мороза?»
Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они сделаны.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ
«В лесу родилась елочка»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме.
Оборудование: настоящая или искусственная елка.
Ход. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть елку. Он объясняет, что елка – это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребенка активизирует вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки, Какие они? (острые») Покажи нижние ветки, верхние. Где растет елка?» Затем взрослый и ребенок разучивают первый куплет песенки «В лесу родилась елочка».
«Один – много» (с существительными по теме).
Елка – елки, ветка – ветки, иголка – иголки, шишка – шишки.
«Украсим елочку»
Цель: упражнять детей в употреблении предлогов.
Нарядная елка стоит … зале.
Красивые игрушки висят … елке.
Гномики спрятались … елкой.
Они выбежали … елки.
Подарки для ребят спрятаны … елкой.
Дед Мороз достал подарки … елки.
Дети водят хоровод …елки.
Все подошли … елке.
Пересказать рассказ (учимся связной речи).
Ёлка
Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили ёлку. Повесили игрушки, конфеты, шары. Елка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам.
ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ
«Назови одним словом». Классификация предметного словаря.
- Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы; зима, весна, лето, осень – времена года, Новый год, Рождество - …; шары, бусы, мишура -, ель, сосна -, санки, лыжи, коньки - …
«
«Что на елке, а что (кто) под елкой?»
Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме.
Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.
Ход. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.
«Подбери признак»
Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Елка (какая?) - …
Праздник (какой) - …
Елочные игрушки (какие) - …
Дед Мороз (какой) - …
Снегурочка (какая) - …
Ребята (какие) - …
Подарки (какие) - … .
«Закончи предложение»
Цель: закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для того, чтобы. Развивать воображение.
Материал: сюжетная картинка «Праздник елки», мяч.
Мама достала коробку с елочными игрушками для того,чтобы (нарядить елку, украсить комнату).
Мы украсили елку для того, чтобы …
Дед Мороз пришел на праздник для того, чтобы …
Девочки надели костюмы снежинок для того, чтобы …
К нам на праздник приходил Снеговик для того, чтобы …
Перескажи текст «Про елочку»
Взрослый читает 2 раза.
В детском саду ёлка. У ёлки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошёл и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:
- Кто меня разбудил?
-Это я, Саша.
- Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал, пришлось бы подарки в лес увозить.
Подбери 4-5 слов (признаков) :
Ёлка (какая) –
Праздник (какой) –
Дед Мороз (какой) –
Снегурочка (какая) –
Подарки (какие) –
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ
«Зимой»
Педагог: Какое время года? Какие звуки можно услышать зимой? Как завывает вьюга?
Дети: У-у-у-у!
Педагог: Полетели снежинки, закружились! (Дети имитируют снежинки) Много снего легло на землю. Как хрустит снег под ногами? Давайте походим по свежему снегу.
Дети: Хр-хр-хр!
Педагог: Вышел дворник, стал сметать снег с дорожек. Какой звук можно услышать?
Дети: Ш-ш-ш-ш! (имитируют сметание снега метлой)
Педагог: Снег смели. Теперь давайте наденем лыжи и побежим по снегу. Как лыжи скользят?
Дети: С-с-с-! (имитируют ходьбу на лыжах)
ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ
«Скажи ласково». Словообразование.
Захотелось нам ласковых слов.
Кто из звуков помочь нам готов?
«Ч»- наш самый нежный звук!
Не откажемся от его услуг!
- Елка – елочка, (санки, палки, время, утро, имя, сердце, кольцо, крыльцо, заяц, волк, белка.)
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ
«Какие?
Цель: Упражнять в образовании прилагательных.
Предложить ребенку ответить на вопросы:
Игрушки для украшения елки - какие? -. (елочные)
Шары из стекла - какие? -. (стеклянные)
Флажки из бумаги - какие? -.
Зайцы из пластмассы -какие? -.
Флажки разных цветов - какие? -.
«Один-много»
Цель: учить образованию множественного числа существительного в именительном падеже.
В коробке один шар, а на елке шары.
В коробке звезда, а на елке звезды.
И так далее обо всех игрушках, которыми украшена елка.
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Шар - шарик, шарики.
Звезда - зведочка, звездочки.
Бусина - бусинка, бусинки.
Фонарь - фонарик, фонарики.
И т. д.
«Узнай словечко»
Цель: активизировать словарь.
Белый, пушистый, искрящийся. (снег) Колючая, мохнатая, зеленая. (ёлка) Сладкое, холодное, сливочное. (мороженое) Ледяная, тающая, остроконечная. (сосулька) Уходящий, старый, новый. (год)
ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ
«Как я украшал елку»
Цель: упражнять в составлении рассказа из личного опыта.
Предложить детям составить рассказ на тему.
«Какие игрушки»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные.
Шары из стекла - стеклянные, фонарики из бумаги - бумажные, бусы из пластмассы -. , мишки из плюша -. И т. д.
«Скажи, когда много»
Цель: учить употреблять множественное число существительного в родительном падеже.
Шар - много шаров, звезда - много., хлопушка - много. И т. д.
«Назови ласково» (с существительными по теме) :
елка – елочка иголка – иголочка
ветка – веточка шишка – шишечка
шар – шарик
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ
«Сложи елочку»
Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме.
Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера.
Ход. Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).
«Собери картинку»
Цели: закрепить знание цвета, формы, умение по образцу собирать из частей целое; активизировать словарь.
Оборудование: разрезные и целые картинки с изображением Снеговика, зайчика, мышки, лисы, Деда Мороза. Дети собирают портреты лесных жителей.
ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ
«Сколько на елочке шариков цветных»
Цель: тренировать в счете предметов, развивать умения сравнивать множества, определяя их равенство или неравенство.
«Разрезные картинки». Классификация предметного словаря
Дети собирают из частей картинки с новогодней тематикой.
«Логическая цепочка». Развитие связной речи.
На доске изображение Новогодней елки. У детей картинки на новогоднюю тематику.
- На праздник мы поедем на чудесном поезде: все вагончики соединятся, если вы объясните, чем они похожи. Мой вагончик – елочная игрушка, потому, что ею можно украсить елку. (дети строят поезд, объясняя логическую связь картинок)
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ
«Игра»
Перед нами елочка (пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка "елочки")
Шишечки, иголочки (кулачки, указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики (шарики из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки ( ушки из указательного и среднего пальцев: обе ладони сложены)
Звезды, человечки (ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы на столе)
ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ
«Подарки»
Дед Мороз принес подарки: дети «шагают» пальцами по столу
Буквари, альбомы, марки, на каждое название загибают по одному пальцу на руках
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколада полмешка
И пушистого щенка.
«Украшаем ёлочку»
Ёлочку пушистую соединить большой палец правой с мизинцем левой и наоборот
Дети наряжали, разомкнуть большой палец с мизинцем, повернуть кисти на 180 *
Разными игрушками и снова соединить их. То же в другую сторону
Ёлку украшали.
Шарики повесили, соединить пальцы, сделать «шар»
Звонкие хлопушки, упр-е «тарелочки»
Яркие фонарики, вращение кистями рук
Клоуна Петрушку, показать руками длинный нос
Льдинки серебристые, указательные пальцы вверх, остальные в кулак
Сосульки ледяные, повернуть указательные пальцы вниз
Мишуру пушистую, плавно поднять и опустить руки через стороны, шевеля пальцами
Звезды золотые. руки поднять, пальцы в стороны
Ёлочка нарядная, вытянуть правую руку вперед
Встанем в хоровод, вытянуть левую руку вперед
Песнями и плясками взяться за руки и встать в хоровод
Встретим Новый год!