Оксана Хорохова
Картотека игр и упражнений на развитие дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать грудно-брюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание. Добиться этих целей мне помогают следующие игры и упражнения :
• Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки.
• Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу, загонять шарики в воротца.
• Дуя, приводить в движение плавающих в воде уточек, корабликов, бумажные фигурки.
Публикация «Картотека игр и упражнений на развитие дыхания» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
• Дуть на вертушки, крылья мельницы, легкие картонные и бумажные картинки, подвешенные на нитку, прищепки.
• Сдувать тычинки созревших одуванчиков (в летнее время).
• Дуть на подвешенные цветные ленточки, легкие шарфики.
• Дуть в игрушечные духовые инструменты (трубы, губные гармошки, дудочки).
• Дуть на мыльные пузыри, султанчики.
• Игра «Футбол» - задувание легких шариков, ватных комочков в ворота противника или между кубиками.
• Упражнение «Ах, как пахнет» - глубокий вдох, на выдохе произносить фразу, с каждым разом добавляя по одному слову, наращивая предложение.
• На одном выдохе произнести небольшую скороговорку: «от топота копыт пыль по полю летит».
• Попеременно дышать то левой, то правой ноздрей (другую закрыть указательным пальцем).
• Задуваем свечу (в домашних условиях).
• «Насос» - Накачаем мы воды, чтобы поливать цветы. 1. Наклон туловища в сторону (вдох, 2. руки скользят, при этом громко произносить звук С-С-С (выдох).
• «Петух» - Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг. И. п. - встать прямо, ноги врозь, руки опустить; 1. Поднять руки в стороны (вдох, 2. Хлопнуть руками по бедрам: «ку-ка-ре-ку» (выдох, 5 раз.
• «Ушки» - Ушки слышать все хотят, про ребят и про зверят. И. п. - основная стойка. И. п. - основная стойка. 1. Наклон головы вправо - сильный вдох, 2. Наклон головы влево – произвольный выдох, 5 раз.
• "Снегопад" - предложить ребенку устроить снегопад у себя дома. Положить рыхлый комочек-снежинку на ладошку, вытянуть губы трубочкой и сдуть ее.
• "Листопад" - предложить ребенку устроить листопад, сдувая листочки, вырезанные из тонкой цветной бумаги.
• "Шторм в стакане". Приготовить соломинку для коктейля и стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы забурлила вода.
• "Чья птичка дальше улетит?" Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. По сигналу: "Птички полетели!" дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе.
• "Чей кубик поднимется выше?" Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.
• Надувать надувные игрушки, воздушные шарики.
• "Фокус". Высунуть язычок в форме "чашечки", положить маленький кусочек ваты на кончик носа и постараться сдуть ватку с носа.
• "Паровоз". И. п. - руки согнуть в локтях. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая: "Чух-чух-чух-чух".
• "Насос". И. п. - встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята кверху, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука: "Р-р-р".
• "Каша кипит". И. п. - сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая - на груди, втягивая живот и набирая воздух в грудь - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. При выдохе громко произносить звук: "Ш-ш-ш".
• "Партизаны". И. п. - стоя, в руках палка ("ружье"). Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - медленный выдох с произношением слова: "Ти-ш-ш-ше".
• "Дровосек". И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произнесением: "Ух-х-х".
Практика применения вышеупомянутых игр и упражнений в коррекционном процессе доказала свою высокую эффективность: повысилась мотивация детей при автоматизации поставленных звуков в речи.