Юлия Малета
Как сочинять новые сказки с детьми.
▼ Скачать + Заказать документы
Следующий этап работы со сказкой, который поможет вам погрузить ребенка в мир сказки, где герой совершает поступок, похожий на тот, который когда-то совершал ваш ребенок, и вы вместо наказания читаете ребенку сказку, и малыш через метафору сказки проживает свой поступок, осознает его, дает ему оценку и заново проживает проблемную ситуацию, но только в роли героя сказки.
Итак, предлагаю Вам консультацию на тему: Как сочинять новые сказки с детьми.
Публикация «Как сочинять новые сказки с детьми,» размещена в разделах
Вы все прекрасно понимаете, что прежде чем приступить к непосредственно сочинению сказки, необходимо вдоволь начитаться сказками и, тем самым, изучить их устройство, а затем соотнести понимание построения сказок с возрастными особенностями ребенка.
Этапы сочинения сказок с детьми
1. Чтение
Приступая к чтению сказок с детьми, взрослому самому необходимо усвоить особенности сказок.
1. Сказки делятся на два вида : авторские и народные.
2. Народные сказки делятся еще на три вида:
• сказки о животных (наиболее интересны детям в возрасте от 0 до 4 лет).
Сказки о животных обычно короткие, но содержательные. В них, как правило, содержится всего один эпизод или приключение. Герои – животные, которые ведут себя совсем как люди: народная фантазия наделила их разумом и даром речи. Они одеваются, как люди, живут, как люди, в домах и ведут себя так, как люди. Сказки о животных являются духовным наследием народов, которое досталось от прошлых эпох.
Сказкам о животных присуще троекратное повторение сюжета, а также наличие коротеньких песенок-рифмовок, которые используют герои. В сказках о животных, как правило, за героями-животными закреплены определенные качества: Заяц – слабый и трусливый, Лиса – хитрая, Волк – голодный, злой и глупый, Еж – мудрый, Медведь – большой и добрый, Петушок – храбрый и так далее.
• волшебные сказки (наиболее интересны детям в возрасте 5-7 лет).
В волшебных сказках фантастические элементы преобладают над реальной жизнью. В них люди и животные легко находят общий язык, а наряду с ними в сюжете присутствуют чудесные помощники и волшебные предметы. Необыкновенные события происходят в фантастической обстановке. Они обусловлены бытом, традицией, наукой и особенностями художественного мышления народа.
В волшебной сказке зачастую переплетено несколько сюжетов, главный герой претерпевает испытания (характерно троекратное повторение испытаний, на третий раз он, наконец, проходит испытание, в конце сказки героя обязательно ждет награда.
• бытовые сказки (наиболее интересны детям в возрасте 7-8 лет).
В бытовых сказках соприкасаются волшебство и народный быт. Часто в них реалистические элементы подаются в виде приключения. В группу бытовых сказок можно включить сказки с реально-бытовым, авантюрным, юмористическим содержанием.
3. Еще одна особенность сказок – наличие характерных устойчивых выражений типа: «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Я там был – мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», а также устойчивые имена героев: Лисичка-сестричка, Зайчик-побегайчик, Волчок-серый бочок, Михайло Потапыч, Петушок – золотой гребешок и так далее.
2. Пересказ
На втором этапе работы по сочинению сказок предполагается, что ребенок уже хорошо знаком с содержанием многих народных и авторских сказок. И пересказ – это, своего рода, эстафетная палочка, которую взрослый передает ребенку. Для взрослого пересказ – это форма диагностики того, как ребенок усвоил структурные элементы сказки, особенности ее построения и так далее. Пересказ удобно осуществлять с помощью карт В. Я. Проппа, по мнемотаблицам и по серии сюжетных картинок.
В. Я. Пропп, изучая построение волшебной сказки, выделил число постоянных, устойчивых и последовательных функций героев, которое повторяется во всех сказках. Это число – 31. Затем «пропповские функции героев» в виде условных, карикатурных, но очень точных изображений уместились на 20 картах. С помощью этих «карт» детям ничего не стоит сочинить сказку, потому что каждая карта, обозначающая функцию героя или сказочную тему, насыщена сказочным материалом и легко поддается варьированию.
3. Собственно сочинение
На данном этапе предполагается, что ребенок уже вооружен опорными моментами сказки, которые помогут ему удержать ее логику и структуру.
1. Наличие добрых и злых героев
2. Наличие конфликта
3. Испытания добрых героев
4. (для волшебной сказки) Появление чудесных помощников (Старичок-Лесовичок, Добрая Баба-Яга и т. д.) и волшебных предметов (клубочек, меч-кладенец, ковер-самолет и т. д.)
5. Победа добра над злом
В рамках этой работы хорошо знакомые герои разных сказок неожиданно встречаются, и дети начинают сочинять новую сказку.
Из числа героев разных сказок дети отбирают только тех, которые встречаются в какой-то одной сказке, а затем вспоминают ее содержание.
По картам В. Я. Проппа и Франка Пассаторе также можно сочинять новые сказки.
Итальянец Франко Пассаторе придумал игру из неограниченного числа карт, на которые наклеиваются изображения (вырезки из журналов и газет) различных предметов. Дети, вытягивая карточки по одному, должны связать в один сюжет самые разные предметы. Эта игра немного проще, чем карты Проппа. В нее можно играть уже с младшими дошкольниками.
4. Театрализованная игра и художественное творчество (рисование, лепка, аппликация и художественный труд)
Погружение в сказку, где героем становится сам ребенок, помогает корректировать детские психологические проблемы.
Для организации театрализованных игр с дошкольниками следует подбирать короткие сказки или какие-то яркие, захватывающие отрывки из сказок, чтобы удержать внимание, сохранить интерес и достигнуть качества игры.
Проигрывать одну и ту же сказки нужно три раза, улучшая с каждым разом способы выразительности образов героев
В какой последовательности разворачивается театрализованная деятельность?
1. Подбор сказки для инсценировки и драматизации (эту работы делает взрослый)
2. Обсуждение характеров героев
3. Распределение ролей
4. Первое проигрывание
5. Обсуждение на тему: «Как лучше передать характеры героев?», «Кто может показать того или иного героя?», «Кто теперь хочет стать тем или иным героем?». Перемена ролей.
6. Второе проигрывание
7. Видоизменение сказки : придумывание начала и концовки, добавление героев, изменение развязки, добавление предметов-заместителей, которые выбирает сам ребенок. Перемены ролей.
8. Третье проигрывание
9. Аплодисменты
В ходе художественного творчества (рисование или изготовление поделок по мотивам сказок) изменяется отношение ребенка к проблемной ситуации за счет рассмотрения наибольшего спектра ее граней. Очень эффективен прием игра-рисование по следам прочитанного, изображение героев в движение, игра «Нарисуй продолжение сказки»