Гиляна Костырина
Как развить чувство «смешного» у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Желание радоваться жизни и смеяться было присуще человеку всегда. Даже древние греки составляли сборники анекдотов. Сейчас, в начале третьего тысячелетия стали значительно серьезнее относиться к юмору. На улице почти не встретить смеющихся или улыбающихся людей. А серьезное отношение к действительности однобоко и искажено. Только некоторые очень важные стороны мира доступны только смеху.
Основой современного смеха, как никогда ранее является агрессия и своеволие. Пока агрессия не переходит рамки грубости, цинизма, пошлости, своеволие не переступает закон, смех – благо. Он делает нашу жизнь веселее, радостнее, что в наши дни очень необходимо. Без смеха наша жизнь будет пресной, унылой. Чернышевский считал, что комическое побуждает в нас чувство собственного достоинства. Стремление завоевать авторитетную социальную роль, пользоваться уважением и признательностью близких и окружающих – важнейшая социальная потребность человека. В своих экономических и философских работах Чернышевский ряд страниц отвел проблеме оптимизма и юмора. Он выступал против реакционной сущности официальной педагогики. Образование и просвещение, по справедливому мнению философа, несовместимы с педагогическим деспотизмом. Для тождества добра необходимо равноправие людей, доброе отношение каждого, и прежде всего представителей правящей элиты, педагогов, к простому народу, к учащимся, оптимизмом и добрый юмор в контактах с окружающими, с подчиненными, с учениками. Луначарский писал, что комическое ценно, когда оно избавляет общество от недостатков, способствует счастью и прогрессу цивилизации.
Публикация «Как развить чувство „смешного“ у детей» размещена в разделах
Зачем нам нужен смех и юмор?
Радость – это естественное и потому желанное состояние души. А радость сопровождается шутками, смехом и юмором. Смех – важное составляющая счастья, по крайне мере для тех, кто любит юмор. Юмор рождает чувство личной полноценности, ощущение личных сил, помогает расти оптимистом.
Главная задача смеха и юмора, как и искусства и философии – учить человека жить счастливо, заставить задуматься о пороках, передать опыт, увеличить количество добра, красоты, успешности и счастья.
В настоящее время нет такого учебного курса по развитию чувства смешного. Социологи отмечают, что нас губит невероятная серьезность, люди не умеют шутить, радоваться жизни. Смех в автобусе нас раздражает. Исследования показали, что среди учителей чувством юмора обладают 26%, 62% обладают им частично, а 12% совершенно не имеют чувства юмора. Оптимистический настрой имеют только половина учителей, многие испытывают недовольство или даже уныние. А уныние – это неверие в то, что можно изменить к лучшему. Абитуриентов поступающих на учителей, воспитателей, нужно тестировать на обладание чувством юмора, а во время обучения в педагогических вузах специально развивать чувство смешного и обучать методикам воспитания чувство смешного у детей.
Проанализировав литературу можно увидеть комическое как категорию эстетики, а вот книг, позволяющих развить чувство юмора нет. И это не случайно. Считается, что чувство юмора это врожденное чувство, оно либо есть, либо нет. И поэтому, его развивать не нельзя, в школе шутить нас не учат. Так как нет такой функции у педагогов как развитие чувства юмора. Хотя педагоги считают, что этому можно научить, но нет таких методик.
Мы не придает большой важности ввести смех как элементу общения и счастья. А жить счастливо – Это великое искусство и труд, и одно из составляющих счастливой жизни это смех, шутки, радость, юмор, оптимизм.
Психологи отмечают важнейшую роль, которые играют родители в душевном здоровье и нездоровье детей. Виноваты те родители, если их дети становятся невротиками. Одна из причин – родители сами не умеют смеяться, радоваться жизни. А калечить психику ребенку жалобами на жизнь и уныние – недопустимо.
Чтобы развить чувство юмора и научить шутить, значит сделать ребенку подарок – минута смеха. Самое простое – это совместить занятие по развитию чувство смешного с другим занятием по развитию личностных качеств, творческой личности или совместить с обычными житейскими делами в семье. Это может быть прогулка на улице, упражнения за чашкой чая, развлечения розыгрышами, анекдотами, пофантазировать и т. д. Нужно сделать традицией юмористические и интеллектуальные разминки.
Существует законы смеха и юмора, они отражает некоторые взаимосвязи и взаимозависимости каких-нибудь явлений действительности. Законы смеха и юмора – это раздел социальных законов. Это:
- мысли человека сопровождаются эмоциями.
- смех заразителен. Смех объединяет.
- человек неисчерпаем в своих сложностях и поэтому юмор тоже не иссякаем.
- для юмора и шутки нужны, по крайней мере, два человека – юморист и слушатель.
- мы радуемся шутке, остроте в том случае, после того как ее поняли.
- мера смеха, умение ощущать границу, которую в желании пошутить переступать нельзя, то есть определять наличие качеств объекта шутки от некой «нормы».
В среде, где юмор норма жизни, дети воспринимают его как должное. И, наоборот, в семьях, где стереотипом являются серьезность, где шуткой считают глупостью, дети мало шутят.
Есть такой психологический закон: отрицательные тенденции имеют свойство накапливаться и разрушать психику. Если их накопится больше определенной нормы, они могут нарушить здоровье человека, а то и убить человека, в самом прямом смысле.
Что нужно чтобы воспитать и развить чувство юмора и смеха?
Первое условие – это желание добиться успеха. Второе – волевые качества и работоспособность. Третье – хорошие методики.
Целенаправленно смеху и юмору в школах не учат, нет такого предмета «развитие чувство смешного».
Для того чтобы развить чувство нужно соблюдать некоторые условия.
Развитию чувства юмора способствует хорошее образование, широкая эрудиция, общая культура. Огромное значение имеет доброжелательная, высокоинтеллектуальная окружение, т. е. среда. А это в первую очередь родители. В семьях, где любят смеяться, шутить и дети любят шутить и смеяться. Дети, вырастающие в такой семье, воспитаны, одаренны, умны, талантливы, остроумны. Во-вторых, в школе от педагога должен исходить оптимизм, любовь к детям. Веселость учителя, как личный пример и вера в детей становится важным источником как вера в себя. И хорошее настроение важное условие для шуток.
Чувство юмора надо воспитывать с самого детства, с обучением ребенка говорить и начинать это лучше с 1,5 – 2 лет. А для этого нужно постараться обеспечить ребенку счастливое детство, научить ребенка веселиться: играть, петь, танцевать, участвовать в придумывании развлечений, праздников, показывать мир во всем его многообразии. Появление чувства юмора зависит от уровня развития интеллектуальных способностей, поэтому чувство юмора надо развивать и формировать одновременно с другими личностными, творческими, волевыми качествами. Комплексное формирование личностных качеств приведет к успеху. Совершенствовать чувство юмора как навык, нужно во всех периодах жизни (детство, отрочество, юность, молодость зрелость и т. д.). Учитель должен сам хорошо владеть тем искусством, которым хочет обучить. Он должен уметь научить этому детей и владеть методикой преподавания.
Хорошим способом сформировать чувство смешного являются инсценировка коротких смешных рассказов. Можно использовать подготовку к празднику или организовать его для детей. Включить в него разные виды комического, игровых ситуаций, где дети в нем будут принимать непосредственное участие. Можно разыграть игровую ситуацию и смастерить забавный сувенир и придумать веселые слова. Можно развить чувство смешного посредством изобразительного искусства, где дети будут, увидят разнообразные виды комического на рисунке: шарж, карикатуры и др. А лучше играть с деть в разные игры которые несут в себе познавательную, развивающую функцию, воспитательную, например буриме (стихи на заданные рифмы, решение задач на смекалку, шарады. Шути сами, ведь юмор развивается в среде, где есть смех, радость, любовь, можно подурачиться с детьми, так легче шутить и ребенок сам начнет осваивать чувство смешного и радости жизни. Нужно развивать ассоциативное мышление, мышлению по аналогии. Нужно научить его не обижаться на шутки и отвечать шуткой. Попробуйте прочитать и обсудить какой-нибудь смешной рассказ, а потом написать шутливое произведение.
Следует проводить конкурсы, игры, миниатюры по развитию чувства смешного. Коллективные игры, конкурсы, забавные инсценировки, миниатюры – все это хорошо развивает чувство юмора и смеха, поэтому привлекает к этому детей, веселые праздники. Таких веселых конкурсов сейчас очень много. Это могут быть спортивный конкурс со смешным заданием, конкурс «Рассмеши Несмеяну», «Конкурс остроумных вралей», «Конкурс гримас», «Зеркало» с дальнейшими наградами и присвоение смешных, комических званий. Можно провести театрализованное представление комического характера.
Так же проводить конкурсы для подростков и взрослых.
1. Конкурс «На лучший анекдот». Которые могут быть авторские и не авторские, сочиненные на ходу. Можно задать тему и время. Жюри выбирает самый остроумный.
2. Конкурс «Кто знает больше анекдотов». Группа людей рассказывает по очереди анекдот. Обычно за качеством анекдота не следят, что не украшает конкурс.
3. Конкурс лучший юмористический рассказ, шутка или эпиграмма
4. Конкурс на лучший розыгрыш
5. КВН
6. Конкурс на лучшую миниатюру или на самый смешной, карнавальный костюм.
Для использования смеха в профессиональной педагогической деятельности нужно начать с улыбки. С улыбкой входить в аудиторию, так как педагогу предстоит совместная работа. Помните добрая шутка повышает, сближает, интерес к обучение. Преподаватель не должен нервничать и раздражаться, так как такой человек теряет контроль над собой. он привыкает видеть в окружающей жизни, лицах только плохое, формируется неуживчивый характер. А если научиться видеть в людях в первую очередь только хорошее и этим невольно черпаем только позитивную энергию. Учитесь использовать юмор в работе, отыскивать смешное в несмешном, веселое в серьезном. Чаще обращайтесь к разным видам комического: афоризмам, гиперболам – это путь к остроумию. Но при этом нужно помнить, что главное в педагогике не насмешить, а помочь с помощью смеха и юмора сделать учебно-воспитательный процесс более эффективным, запоминающимся. Смех и юмор может быть средством помогающим повысить эффективность работы с людьми, а не самой целью. Ведущая задача педагогического юмора – совершенствовать человека. Помните о завете К. Д. Ушинского: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку…»
Список литературы.
1. Лук, А. Н. Юмор, остроумие, творчество. – М., 1997.
2. Станкин М. И. Юмор как средство психолого-педагогического воздействия. – М. : изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2007. – 256 с.
4. Тамберг Ю. Г. Как развить чувство юмора. – М. : Флинта, 2010. – 271 с.