Евгения Ларина
Консультация для родителей «Как правильно читать ребенку»
Как правильно читать ребенку
Лучший способ показать малышу, что вы его любите — проводить с ним свое свободное время. Замечательная возможность провести с пользой время с ребенком – почитать ему. Не все родители знают, как правильно читать ребенку книги. Предлагаю ознакомиться с рекомендациями по этому вопросу.
1. Читать ребенку желательно недолго, но каждый день (1-3 года - около10 минут, 3-5 лет 15-20 минут и т. д.).
Публикация «Консультация для родителей „Как правильно читать ребенку“» размещена в разделах
2. При выборе книги следует учитывать возраст, пол и уровень развития ребенка. Ориентируйтесь на предпочтения вашего ребёнка. Не выбирайте страшных произведений, будоражащих воображение.
3. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги. Не пытайтесь подкупить ребенка.
4. Следите, чтобы ребенку было физически комфортно, иначе он будет постоянно отвлекаться и может начать жаловаться на то, что книга скучная. Нужно занять удобную позу - забраться к маме на колени, разместиться на кровати, на диване, на ковре на полу.
5. Проследите, чтобы его ничего не отвлекало.
6. Начните чтение книги с изучения обложки. Попытайтесь предугадать, что же будет твориться в книге, обсудите, что нового из нее можно узнать.
7. Если в книге есть рисунки или фотографии, пролистайте книгу и изучите их все, пытаясь извлечь как можно больше информации. Как правило, после этого у ребенка возникает желание прочитать эту книгу. Показывайте иллюстрации каждый раз, когда они описывают сцену, которую вы читаете в данный момент, чтобы он смог наглядно себе представить и увидеть разворачивающееся событие.
8. Упростите текст а) если в нем есть непонятная лексика б) если можно разбить длинное предложение на несколько коротких в) если можно повторить значимые фразы или мысли г) если можно безболезненно для смысла выбросить целые абзацы; д) если произведение слишком длинное, не надо читать всё до конца, а коротко перескажите окончание.
9. Старайтесь читать с выражением, голоса персонажей должны звучать по-разному. Старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно.
10. Если ребенок комментирует прочитанное – хвалите его за самые интересные моменты.
11. Если во время чтения у ребенка появляются вопросы, не стоит их игнорировать. Рекомендуется на время прервать чтение и обсудить с малышом непонятные моменты, помочь ему понять прочитанное.
12. Используйте методику "отсутствующих слов" – делайте паузу перед тем, как произнести слово, о котором ребенок может догадаться. Пусть сам попробует закончить фразу за маму, которая внезапно задумалась. И обязательно похвалите!
Полезно время от времени останавливаться и просить малыша угадать, что может произойти дальше.
13. После каждого отрывка большой книги или каждого рассказа обсудите его с ребенком. Если ребенок маленький, и вы читаете одну и ту же книгу каждый раз, задавайте одинаковые вопросы: так малыш запомнит и будет отвечать с удовольствием. Если дошколенок не обращает на вас внимания, пока вы читаете, не задавайте ему вопросов.
Важно отметить, что нужно отвечать на вопросы полными предложениями: так ребенок еще и научится общаться грамотно и использовать в речи более сложные конструкции. К тому же, это приучит его слушать внимательно.
14. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Читая сказки детям, обязательно следите за их реакцией. Ребенок всегда даст знать, понравилась ему сказка или нет.
15. Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем сказок, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать.
16. Чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму. Если ему трудно сосредоточиться на книге, и он часто отвлекается, не стоит принуждать его слушать, это не принесёт никакой пользы.
17. Не стоит раздражаться, если ребенок просит еще раз прочитать одну и ту же книгу. Значит, у него есть проблема, которую эта книга помогает решить. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи.
18. Очень интересно инсценировать прочитанное. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.
19. Рекомендуется чтение обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта ребёнка, как с мамой, так и с папой.
20. Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.
21. Прививайте ребенку бережное отношение к книге: ее нельзя рвать, читать или рассматривать аккуратно, рассматривать желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы, после рассматривания убирать на место.
22. Читайте при ребенке, когда он занят своими делами, демонстрируя, что это интересно и важно. Пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве.