Екатерина Дужик
Как помочь родителям в решении проблем в воспитании ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Довольно часто родители обращаются к воспитателю, чтобы обсудить с ним ту или иную проблему, касающуюся развития, поведения ребёнка, которую он сам разрешить не может. Ещё чаще бывает, что воспитатель, наблюдая ребёнка в течение длительного времени, сам видит, что та или иная проблема есть и инициирует обсуждение этой проблемы с родителями.
Публикация «Как помочь родителям в решении проблем в воспитании ребёнка» размещена в разделах
В этих случаях воспитатель может помочь родителям прояснить проблему. И сделать это можно в следующем алгоритме:
Помочь родителям точно сформулировать проблему
Подумать об альтернативных решениях
Определить за и против потенциальных решений
Выбрать лучшие решения
Разработать план по применению этих решений
Важно помочь родителям в решении проблем, но не решать проблемы за родителей
Цель воспитателя –не только помочь родителям разрешить проблему, но, и это главное, научить родителей пользоваться этим процессом решения проблем самостоятельно в будущем, когда нас не будет рядом
Расскажите о процессе решения проблем и используйте для этого таблицу принятия решений :
«Это таблица решения проблем. Мы с Вами запишем, какая у вас проблема и с помощью мозгового штурма найдем как можно больше ее возможных решений, независимо от того, как они будут поначалу звучать. Потом мы рассмотрим каждый вариант, чтобы определить за и против. Этот процесс может облегчить вам самостоятельное принятие решения и решать проблемы в будущем».
Шаг 1: Определите проблему
Попросите родителя объяснить его/ее проблему
Задавайте открытые и закрытые вопросы, чтобы получить ясную, конкретную формулировку проблемы
Повторите эту формулировку и попросите родителя подтвердить или опровергнуть ее
Запишите эту формулировку
Шаг 2: Поиск вариантов
Быстро обсудите все возможные варианты. Поощряйте творческую мысль родителя, чтобы он не заботился о том, плохие или хорошие идеи он предлагает. Если упоминаются за и против, запишите, но поощрите родителя сосредоточиться на самих вариантах
Используйте открытые вопросы, чтобы поощрить родителя к рассмотрению возможных вариантов («А как насчет?» или «А вы думали о?»)
Помните, что не вы должны предлагать все варианты или подсказывать родителю, что вариант хорош или плох
Шаг 3: Определите за и против каждого варианта
За: возможные преимущества для родителя и других людей и достоинства (напр., простота и вероятность успеха) – почему это хорошая идея
Против: возможные отрицательные результаты (проблемы) для родителя
и других людей, а также препятствия или недостатки – почему это плохая идея
Шаг 4: Оценить каждый вариант
Обобщите все варианты
Задавайте вопросы, чтобы определить, насколько хорош каждый вариант для клиента
Оцените каждый вариант как отличный, неплохой или плохой
Шаг 5: Выберите лучший вариант (ы)
По оценкам определите «Лучший вариант» и «Второй вариант». Вполне нормально, если выбранный вариант – это смесь или измененный вариант из перечисленных
Для каждого выбранного варианта напишите основные шаги, которые необходимы для его достижения и, если возможно, вероятную дату выполнения этих шагов
Спросите у родителя, удовлетворен ли он/она выбором. Если родитель НЕ удовлетворен, попробуйте найти новые варианты и ещё раз заполните вместе с ним таблицу.
Список используемой литературы:
1. Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ». Дж. Брэндсфорд и Д. Стайн; адаптация: И. О. Загашев. Москва. 2013г.
2. Программа для родителей SafeCare®. Сьюзан Биндер. Минск, 2012г.
3. Решение проблем. С. Марченко. Интернет – ресурс
4. Решение проблем. Александр Орлов. Стратоплан. Ру
5. Пути решения проблем. Черноусов Владимир. Тренинговый центр «Стимул». 2014. Stimul.biz