Марина Чепурнова
Как помочь ребенку в период адаптации.
▼ Скачать +Заказ
Проблема адаптации детей второго - третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился, например, снова начинает сосать палец, грызть ногти. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей, в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых : родителей и воспитателей. Наша задача - сделать этот процесс менее болезненным. Для этого я стараюсь заранее посетить семью, чтобы ознакомиться с условиями быта и воспитания малыша и, если необходимо, внести соответствующие коррективы - в форме совета и убеждения родителей. Обращаю особое внимание на режим сна и питания и советую маме постепенно (не резко) приблизить его к тому режиму, который будет в детском саду. Рассказываю о температурном режиме в дошкольном учреждении, о том, как принято одевать малышей в помещении и на прогулке. Знакомлю родителей с методами закаливания, которые применяются в детском саду, и советую начать закаливать дома. Приглашаю родителей посетить дошкольное учреждение вместе с ребенком, чтобы посмотреть, в каких условиях он будет находиться, познакомить малыша с воспитателем и детьми, дать ему возможность ознакомиться с помещениями группы, показываю игрушки, место для прогулок, занятий и т. д. Привожу ребенка в группу, разрешаю ему поиграть с детьми, пока мама беседует с воспитателем, или погулять на детской площадке вместе с будущими друзьями.
Публикация «Как помочь ребенку в период адаптации,» размещена в разделах
Советую родителям рассказать малышу о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его научат рисовать, петь, слушать музыку. Нельзя запугивать ребенка : не будешь слушаться маму - отведу в детский сад. Примерно за неделю до первого посещения дошкольного учреждения следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.
Рассказываю родителям что они должны приучать малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. При играх с другими детьми полезно научить его делиться игрушками, ждать своей очереди покачаться на качелях или поездить на велосипеде. Совместные усилия родителей и работников детского сада облегчают адаптацию детей.
И все же, несмотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду - трудное для ребенка время. Во-первых он скучает по маме, испытывает тоску по дому, даже страх. Во-вторых, детский сад для него -дополнительная нагрузка: приходится рано вставать, не всегда удается заснуть днем, надо выполнять требование воспитателя, не все получается так хорошо, как у других детей. Иногда проблемой является непривычная еда и плохой аппетит. Никогда не следует кормить ребенка насильно. Иногда возникают трудности при посещении туалета. Например, дома малыш привык пользоваться горшком, а в детском саду - унитаз, да еще при этом присутствуют посторонние, тогда как некоторым детям с раннего возраста присуща стыдливость. В таких случаях одни начинают снова мочиться в штаны или кровать, а другие терпят изо всех сил и уже не в состоянии ни есть, ни играть. Воспитателю и его помощнику эти моменты очень важно учитывать, когда в группу поступают новые дети. В первый день маме трудно оставить малыша, особенно когда он плачет. Это естественно. Однако расставание не следует затягивать, т. к. ребенок видит, что мама расстроена, и начинает себя жалеть. Мама должно скрыть свое волнение, пообещать вернуться и, ободрив малыша, побыстрее уйти. Обычно ребенок отвлекается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее он, как правило, не в состоянии сразу выдержать пребывание в незнакомой обстановке в течении всего дня, поэтому в первую неделю (или две) необходимо брать ребенка раньше, постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в детском саду.
Рассказываю родителям о том, что ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. Поэтому дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить с ребенком в гости и принимать их у себя дома. Не рекомендуется посещение театра и других шумных мест. Желательно поменьше пользоваться телевизором, создать ребенку условия для дополнительного сна. Игры предпочтительны тихие, не возбуждающие. В период адаптации я стараюсь уделять как можно больше внимания индивидуальной работе с детьми для создания положительных эмоций: ласковому обращению, постоянному речевому общению, игре. Характер адаптации зависит от нескольких факторов:
1. возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни детей от
10-11 месяцев до полутора лет);
2. состояние здоровья и уровня развития ребенка;
3. биологического и социального анамнеза (протекание беременности,
осложнения при родах; условия после рождения и т. п.)
Чтобы адаптация ребенка произошла быстрее я в своей работе делаю следующее:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления
ребенка в детский сад.
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационной
период, направленной на формирование эмоциональных контактов
«ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» и обязательно включающей
игры и упражнения.
4. 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
5. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Для этого я создаю атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
6. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад я стараюсь «одомашнить» группу. Зрительно уменьшаю помещение, делаю более уютным.
7. Мебель размещаю так, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Приобретя в группу небольшой домик, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Желательно рядом с домиком разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка.
8. Необходимо создать в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность 2-х — 3-х - летних детей в движении. Психологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно - эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами на прикрепленном к стене листе бумаги. Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой, а в период адаптации оказывают и расслабляющее действие. В нашей группе такой уголок разместила в приемной. Для игр в нем используем небьющиеся формочки, сита, воронки, баночки. Дети любят купать в ванночки пупсиков, пускать кораблики, вылавливать сачком и крючком шарики, колечки.
9. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание его на руках взрослого дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
10. Чтобы облегчить душевное состояние «новеньких», поднять им настроение, использую «пальчиковые игры». Такие игры бодрят ребенка, веселят плачущего, даже успокаивают слишком расшалившегося, переключают внимание и расслабляют рассерженного ребенка. Не забываю создать условия для самостоятельной деятельности, предлагая малышам каталки, мячи, машины, модули. А если малыш не расположен в данный момент играть, читаю ему книжку, пою песенку, предлагаю спокойную игру рядом. Проходит немного времени, и я с удовлетворением вижу, что мои дети ведут себя уравновешенно, организованно, каждую минуту чем-то заняты, жизнерадостны. Чутки к шутке, юмору, не испытывают дискомфорта и все это благодаря тому, что их жизнь наполнена интересным и полезным содержанием. В период адаптации я временно сохраняю привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам.
11. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать
12. игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п. Ни в коем случае нельзя
13. насильно укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое
Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать
игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п. Ни в коем случае нельзя
насильно укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое
время отрицательного отношения к новой обстановке.
2. Работа с родителями.
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий
родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным
особенностям ребенка в семье и детском саду.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его
судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно
мамы, ребенок тоже тревожится.
Поэтому моя задача - успокоить прежде всего взрослых: приглашаю их
осмотреть групповые помещения, показываю кровать, игрушки, знакомлю
с режимом дня, вместе обсуждаем, как облегчить период адаптации.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к моим
советам, принимать к сведению мои консультации, наблюдения и
пожелания.
Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между
своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в
новой обстановке.
Ъ. Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет.
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального
контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на
помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,
сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к
каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не
чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда
выступаю я сама. Игры выбираю с учетом игровых возможностей детей,
места проведения и т. д.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры,
которые можно проводить по несколько раз в день.
Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда
остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за моей
деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к
подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные
игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки
выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие
ответственность.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ПЕРВЫЙ БЛОК. ПОВЕДЕНИЕ. Вопросы родителям (ответы приводятся в скобках)
Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздраженное; неустойчивое; подавленное). Характер засыпания (быстро, в течении Юмин., очень медленное, медленное).
Некоторые мамы отмечают, что их ребенок не может уснуть без каких-либо дополнительных воздействий, например без соски, укачивания, колыбельной.
Характер сна (спокойный, неспокойный)
Определяется также, соответствует ли возрасту длительность сна. Аппетит вашего ребенка (хороший, избирательный, неустойчивый, плохой).
Отношение ребенка к высаживанию на горшок (положительное, отрицательное).
Навыки опрятности (просится на горшок, не просится, но бывает сухой, не просится, ходит мокрый).
Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку, раскачивается, когда стоит или сидит).
ВТОРОЙ БЛОК. ЛИЧНОСТЬ.
Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.
Родители отвечают на вопросы:
«Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке? Интересуется ли действиями взрослых? Внимателен ли он при этом, активен ли, усидчив?» Инициативность в игровой деятельности (может или не может без посторонней помощи найти себе занятие; может ли не может самостоятельно подготовиться к игре).
Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе, не вступает в контакт). Инициативность во взаимоотношениях с детьми (вступает в контакт по собственной инициативе, не вступает в контакт). Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого, не умеет играть самостоятельно).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИГРЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.
КТО В КУЛАЧКЕ?
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движение. Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.) Ну-ка, ну-ка, вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
ИГРА С КИСТЯМИ РУК.
Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять
их.)
Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими - это «струи дождя».
Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам,
изображая бинокль. Рисует пальцем - «кисточкой» кружки на щеках
ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на
подбородке.
Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия,
воспитатель создает определенную последовательность звуков, например:
стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.
ДУТЬ ВО ЧТО-НИБУДЬ.
Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действие взрослого.
ЗАБАВА С УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМ СТЕКЛОМ.
Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое). Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти - это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т. д. Игра развивает наблюдательность.
ВМЕСТЕ С МИШКОЙ.
Материал. Игрушечный медвежонок.
Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком,
например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, нравится тебе
пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с
мишкой другие манипуляции.
Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.
ИГРА С КУКЛОЙ.
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку,
попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.
ПЕРЕДАЙ КОЛОКОЛЬЧИК.
Материал. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).
ПОЗОВИ. Материал. Мяч.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть -покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
«ЗДРАВСТВУЙ!»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
«СЕМЬЯ»
Дети сжимают пальчики поочередно в кулачок - сначала на одной руке, затем - на другой.
Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик - папочка. Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья.