Оксана Колесникова
Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад
▼ Скачать + Заказать документы
Статья знакомит родителей с проблемами адаптационного периода при поступлении ребенка в детский сад. Предложена оптимальная организация процесса адаптации.
Описаны ошибки родителей вызывающие трудности при привыкании ребенка к детскому саду и способы их устранения. Большое внимание уделено предварительной работе родителей с ребенком до поступления в детский сад. Родителям даются необходимые рекомендации для уменьшения продолжительности адаптационного периода. И, как итог–признаки того, что ребенок адаптировался.
Публикация «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад» размещена в разделах
Ключевые слова: адаптация, зона комфорта, режим дня, самостоятельность, общение, эмоциональное состояние.
Все родители знают, что ребенка нужно готовить к школе: рассказывать о том, что его ожидает, учить читать и писать, отрабатывать правильные навыки поведения, чтобы обеспечить ему успешный старт и хорошие оценки.
А о том, что малыша нужно готовить к детскому саду, большинство мам и пап даже не подозревает. А этот момент важен даже более, чем поступление в школу. Начав посещать детский сад неподготовленным, малыш испытывает сильнейший стресс, с которым организм еще маленького существа справиться не в состоянии. В результате мы получаем бесконечные слезы, истерики и постоянные болезни, перетекающие одна в другую.
От рождения ребенка до трех лет проходит совсем немного времени. Мама воспитывает и лелеет своего малыша, но приходит время, когда нужно выходить на работу. А это говорит о том, что ребенок пойдет в детский сад. Все родители понимают, что начинается сложный период в их жизни. Дети, придя впервые в детский сад, нервничают и постоянно плачут. На фоне этого многие заболевают. Как же можно облегчить страдания ребенка?
Многие родители думают,что дети плачут, нервничают и болеют потому, что воспитатель один и не может уделить внимание каждому. В последнее время каждого ребенка опекают очень много взрослых. По мнению родителей проблема адаптации – это полностью проблема детского сада. Это огромное заблуждение. Все начинается с семьи, где растет малыш.
Большое значение имеет окружение и семья в которой растет ребенок. В большой семье он общается с большим количеством взрослых (бабушки, дедушки, братья, сестры и т. п.) У ребенка есть опыт общения со взрослыми. А есть семьи, где малыша воспитывают только мама и папа. Но каждая семья индивидуальна. Одни очень общительные, ведут активный образ жизни, ходят в гости. Другие очень замкнутые, живут в своем мире.
Важное значение в адаптации ребенка к детскому саду имеет и возраст ребенка. Детей старше трех лет можно отвлечь, занять, переключить их внимание на что-либо. Дети двух лет часто даже не воспринимают обращенную к ним речь воспитателя. Для ребенка детский сад – это неизвестность.
Ребенок испытывает страх и испуг. Он один, с ним нет главного для него человека – мамы. Малыш оказывается в окружении чужих людей. Он отрицательно реагирует на их внимание. Воспитатель все равно контактирует с ребенком. Все это причиняет малышу страдания. Первое время ребенок постоянно находится в нервном возбуждении. Он боится входить в группу, его пугает незнакомая обстановка. У малыша нет его любимой кровати, любимого горшка, любимой игрушки. Зачастую дети, вместо того чтобы играть, сидят на стуле или стоят у двери, плачут и ждут маму.
Ребенок выходит из своей зоны комфорта, попадает в чужую обстановку, у него рушится весь мир. И даже придя домой из детского сада, ребенок становится плаксивым, капризным, плохо ест и спит, требует к себе повышенного внимания. Его силы на исходе. Вдобавок к этому ребенок контактирует с группой детей. Кто чихает, кто кашляет, у кого появляется насморк. Поэтому ребенок может заболеть.
Очень часто родителей волнует вопрос: сколько времени длится период адаптации к детскому саду? Все очень индивидуально. Это зависит от того, как родители подготовят свое чадо к детскому саду.
Многие родители признаются, что очень трудно рано поднимать ребенка, так как он привык вставать в 9 часов. Дома он завтракал в 10, обедал в 2 часа. И теперь все рушится. В детском саду полностью меняется режим дня ребенка.
Поэтому, если вы думаете отдать ребенка в детский сад, заранее, примерно за полгода начните готовить его к жизни в ДОУ.
Сходите в детский сад, познакомьтесь там со всеми.
Приблизьте режим дня малыша к садовскому. Больше гуляйте с ним, проводите закаливающие процедуры. Одевайте ребенка в соответствии с сезоном и температурой воздуха.
Обратите внимание на меню. Старайтесь включать в рацион блюда из детского сада. Много недоразумений возникает из-за того, что дети едят только то, что любят. Некоторые дети не приучены есть обед из нескольких блюд. Основная масса детей не едят рыбные и овощные блюда.
Приучайте ребенка к самостоятельности : учите его умываться, мыть руки, есть, пить из чашки, ходить на горшок,частично одеваться и раздеваться.
Формируя у ребенка любознательность, познавательную активность, игровые умения, родители помогут ему быстрее сориентироваться в группе, ребенка будет легче вовлечь в игру или занятие.
Расширяйте рамки общения ребенка с родственниками, ходите в гости, общайтесь с другими детьми и взрослыми на прогулке. Учите детей делиться или обмениваться игрушками. Так круг общения постепенно будет расширяться. Дети, которые привыкли к общению не только с близкими, но и другими взрослыми, легко вступают в контакт с воспитателями, когда их впервые приводят в группу.
Большое значение имеет и развитие речи. Ребенок, который понимает объяснения воспитателя, и сам может выразить свои желания, общаться с детьми, легче адаптируется, чем ребенок, не владеющий речью.
Важное значение имеет и формирование у ребенка положительного образа детского сада. Рассказывайте ему о своих положительных эмоциях детства, о праздниках, играх в детском саду, о хороших друзьях.
Для того, чтобы помочь адаптироваться малышу к новым условиям в детском саду воспитателям помогает психолого-педагогическая служба.
У ребенка необходимо сформировать чувство защищенности и доверия к окружающему миру, положительный образ воспитателя, учить детей принимать его как хорошего человека. Ребенок должен почувствовать себя членом коллектива, жить по общим законам. Воспитатель учит ребенка играть с другими детьми, получать от этого положительные эмоции.
Хорошо начать приводить малыша на прогулку для первого знакомства с воспитателем. У ребенка формируется и закрепляется положительный образ воспитателя. Он начинает ориентироваться на местности, осваивает игровую площадку. Начиная с 20-30 минут до 50-60 минут.
Потом ребенок впервые переступает порог группы, обследует вместе с мамой все помещения, также начинать надо с 2-3 минут. Мама, каждый раз уходя, должна обязательно сказать: «Поиграй, я скоро обязательно приду!» Если при предстоящей разлуке ребенок начинает плакать, значит он пока не готов еще отпустить маму. Постепенно время отсутствия мамы удлиняется.
Мама начинает забирать ребенка к концу обеда. Но эта схема работает всего несколько дней. Малыш начинает выражать свое недовольство. Его напрягает и четкий режим дня и шум и гам детей в группе. Он устает и хочет домой.
Последняя ступень – научиться спать днем в детском саду. Ребенок плохо засыпает и раньше просыпается. Чтобы адаптация прошла успешно необходимо постоянно соблюдать режим дня, включая и те дни, когда ребенок остается дома.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался :
хороший аппетит;
спокойный сон;
охотное общение с другими людьми;
адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
нормальное эмоциональное состояние.
Если ребенок много говорит о детском саде, если спокойно идет в группу, если он говорит, что воспитательница добрая, значит взрослые справились с задачами периода адаптации и ваши усилия дали положительный результат.
В период адаптации старайтесь проводить больше времени с малышом.
Гуляйте, играйте, балуйте чем-то вкусненьким, дарите небольшие подарочки.