Татьяна Алехина
Консультация «Как подарить ребёнку радость самостоятельно полученных знаний»
Тема: «Как подарить ребёнку радость самостоятельно полученных знаний»
В очередной раз, перечитывая Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, обратила внимание на провозглашаемые принципы. Базовые ценности Стандарта – это сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Что стоит за этими словами? Что включает в себя само понятие «самоценность» детства? Что для него характерно?
Идея самоценности детства Я. Корчака:
Публикация «Консультация „Как подарить ребёнку радость самостоятельно полученных знаний“» размещена в разделах
«Дети не объект воспитания, а сотрудники»,
«Воспитание повседневностью, когда любое, даже незначительное событие становится предметом серьёзных размышлений»,
«Не пренебрегай» - важный педагогический закон, потому что главное - всегда в мелочах.
А что такое детство, какое оно? У каждого из нас оно было разное: счастливое и легкое, светлое и радостное, наполненное смехом и любовью. Но осмелюсь сказать, почти все мы хотим хоть на чуть-чуть попасть туда снова, ведь в основном, для многих, это счастливая, беззаботная пора, когда можно было лазить по деревьям, лепить куличики в песочнице, играть в «Дочки-матери», классики, прятки, казаки-разбойники. Детство – это эмоции, игра, позитив, радость и думаю, трудно не согласиться с прозорливым и мудрым поэтом:
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.
С. Маршак
Так как же построить свою работу так, чтобы не ущемлять самоценность детства, чтобы дети, играя, имели возможность развиваться, быть свободными в своём выборе, участвовать в разных видах деятельности, приходить к новым знаниям и активно пользоваться ими. В поиске различных форм организации детской деятельности, я заметила, что «работа в творческих мастерских» несёт атмосферу дружелюбия, коллективного творчества и радость, самостоятельно полученных знаний.
Часто перед детьми встаёт проблема, которую нужно решить, и они видя перед собой творческий материал в его разнообразии, часто предлагают путь решения именно через работу в мастерских. А тематика мастерских может быть самой разнообразной – это и «Театральная мастерская», и «Мастерская ремонта», и «Мастерская добрых дел», и «Мастерская Праздника», и «Мастерская художников», и даже «Мастерская маленьких поворят», и т. д.
Как интересно наблюдать за детьми, за их эмоциями, радостью, когда они открывают для себя ранее неизведанное, новое. Однажды, нас попросила воспитатель младшей группы поставить для малышей сказку и показать им.
Мы сразу же принялись за дело, стали собирать игрушки для сказки «Теремок», даже в других группах спрашивали. Но каково было удивление детей, когда они пришли к выводу, что не может медведь быть меньше зайца, а мышь больше волка. Эти в недоумении расстроенные лица стояли передо мной с опущенными головками. Но тут Маша предложила сделать героев сказки самим, своими руками. Эта идея пришлась по нраву всем без исключения: загорелись глаза, сразу стали появляться какие – то идеи – из чего делать, кого делать, как лучше, и у детей перевоплощались всё новые и новые фантазии, они радовались каждой мелочи в своей работе и восторгались достижениями друг друга. «У меня идея!», - воскликнул Ваня: «Ведь из этой тыквы получится замок! Просто надо вырезать вот здесь окошки, а здесь – дверь». Он впервые сделал для себя открытие, что тыкву можно не только скушать, но сделать из неё замок, который впоследствии и стал нашим теремком. А Никита с удовольствием принялся помогать Ване делать с ним одну работу, а когда увидел внутри семечки сказал : «Ребята, а вы знаете, что эти семечки очень вкусные и полезные?». Оказывается, он пробовал на вкус когда – то тыквенные семечки, но не знал, что они созревают именно в тыкве. К тому же мальчики впервые столкнулись с трудностями, возникающими, при прорезании окошек. Ваня заметил: «Я никогда не думал, что тыква такая твёрдая».
А Слава стал забивать зубочистку в морковь, потому что ему было трудно вставить её, и пришёл к выводу, что зубочистку можно забить, как гвоздь. Юля решила попробовать яблоко на вкус и объявила всем детям, что яблоки кислые. Ещё проблема возникла с колёсами, ведь они круглые, как же их сделать? Но счастливый момент настал, когда Лиза решила порезать морковку кружочками – это конечно же были колёса. Дети искренне радовались своим достижениям, показывали свои работы всем детям, задавали друг другу вопросы. И эта атмосфера слаженности, дружелюбия и новых открытий помогла нам добиться результата.
«Мастерская маленьких поворят», одна из самых любимых мастерских детей, потому что здесь дети имеют возможность не только изготовить продукт своего творчества, но ещё и продигустировать его. Мы лепили самые разнообразные пирожки и пироги, а потом пытались угадывать кто получился или что получилось, пробовали на вкус и определяли начинку, экспериментировали с молочными коктейлями и всё это приносило детям радость и возможность познавать неизведанное и вдохновляться новыми воплощениями.
Как – то раз мы решили помочь Красной Шапочке, которая пришла к нам и поведала историю о том, что волк съел все пирожки, предназначавшиеся её больной бабушке. Дети всегда откликаются на беду, проявляют свою отзывчивость, поэтому и в этот раз пришли к единому решению и принялись за дело, стали лепить пирожки из дрожжевого теста, которое случайным образом, а может, и неслучайным оказалось в нашей мастерской. Вдруг, во время деятельности у Лизы получилось так, что из пирожка потекло варенье, тогда она в тревоге воскликнула: «В пирожке дырка! Как её зашить?». Здесь нам пришлось исследовать тесто, и Лиза вместе с другими детьми пришли к выводу, что тесто похоже на пластилин, тоже лепится. Тогда Лизе пришла идея решения проблемы, и она взяла ещё кусочек теста и прилепила его на «дырку», а некоторые дети стали лепить из теста разные фигуры.
Ваня нашёл в мастерской формочки для работы с тестом и сделал для себя открытие, что формочками очень удобно делать звезду. «Она получилась ровная?», удивился он.
…. Какова была радость Полины, когда она заметила, что её колобок стал большой, после того, как она скатала его маленьким и положила уже на поднос, чтобы отнести на кухню для выпечки. Оказалось всё дело в дрожжах, которые находятся в тесте.
«Мастерская Праздника» всегда самое увлекательное дело, потому что мы оформляем группу к какому – либо событию или празднику. В этой работе всегда принимают участие не только дети, но и их родители. В преддверии предпраздничной атмосферы мы всегда учимся чему-то новому: как сделать ёлки, снежинки к Новому году из различного материала и всевозможными способами, как оформить окна к 8 марта при помощи витражных красок, какие сделать гирлянды, плакаты и т. д.
Иногда дети спрашивают, как сделать ту или иную поделку, но мне хочется, чтобы дети сами додумались, самостоятельно шли к своей цели, поэтому всегда делаю заготовки наглядного материала, чтобы натолкнуть детей на мысли и сделать так, как увидели, как поняли сами, как задумали, а не как я им предложила. Если остаются какие – то неясные вопросы, мы вместе ищем ответы в литературе, компьютере, спрашиваем у других сотрудников и дома, но очень важно, чтобы сам ребёнок нашел ответ на свой вопрос, потому что, на мой взгляд, в самостоятельно открытых знаниях и заключается сама суть самоценности детства.