Грищенко Ольга Игоревна
Консультация для родителей «Как не сорваться, делая с ребенком уроки»
▼ Скачать + Заказать документы
Домашняя работа ребенка может стать полем семейной битвы. Стремление ребенка ее избежать, нытье, спешка в последнюю минуту, крики… Знакомо?
Вы понадеялись на ваш железобетонный приказ:
- Сейчас ты сядешь и будешь делать уроки!
Ну? Опять не сработало? Можно, конечно, заставить его сесть за стол и смотреть в тетрадь или учебник, но понадобится много сил и нервов, чтобы принудить его начать хоть что-то делать. А потом десять минут работы могут превратиться в час… А больше всего бесит, что это просто сжирает время, которое вы могли посвятить приготовлению ужина или хотя бы небольшому отдыху после рабочего дня и домашних дел.
Темочки:
ПОКА ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВИНОВАТЫ ИЛИ НЕСЕТЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО РЕБЕНКА, ВЫ НАХОДИТЕСЬ ПОД ЕГО КОНТРОЛЕМ!
Конечно, вы беспокоитесь за будущее своего ребенка. Как и большинство родителей, вы хотите, чтобы он научился быть ответственным и преуспел в жизни. В конце концов, выполнение домашних заданий и помощь по дому — главные обязанности вашего ребенка. Поскольку вы, как взрослый человек, понимаете, как важно делать уроки, а он не делает того, что должен делать, вы начинаете волноваться. И когда вы считаете, что несете полную ответственность за выбор, который делает ваш ребенок (а многие из вас так именно и считают, сознательно или бессознательно, ставки повышаются, и начинается перетягивание каната.
В действительности не во всех случаях детям необходима помощь в приготовлении домашних заданий. Не следует начинать учебную жизнь ребенка с обязательного просиживания над уроками вместе с ним, позвольте ему делать это самостоятельно. Это может быть поначалу нелегко, но большинство детей справятся со сложностями начального периода и будут вполне хорошо справляться в дальнейшем. Впрочем, есть дети, которым помощь необходима.
Помощь нужна тем, кто:
- обращается к вам за помощью.
- просиживает за уроками много часов, будучи не в состоянии продвинуться.
- испытывает стресс и плачет, когда нужно садиться за уроки.
- не может понять само задание.
- не понимает и не запоминает прочитанный текст.
- отстает в учебе, медленно продвигается в освоении нового материала.
- не может сконцентрироваться, отвлекается, не контролирует себя.
ПОНЯТЬ ПРОБЛЕМУ.
Ваш ребенок махнул на себя рукой и считает себя неспособным к учебе; он с трудом усваивает материал; у него проблемы с концентрацией и контролем и т. д.? Именно в этом вам придется разобраться. Это ключ к решению его проблем. Будьте внимательны к своим детям, рассматривайте их «под лупой», отслеживайте поведение при выполнении уроков, будьте на связи с учителями, чтобы получить более полное представление о том, что им дается тяжело, а что легче.
Когда вы определите конкретные сложности, вы сможете помочь ребенку объяснениями на примерах из жизни. Я, как всегда, напоминаю, что различные техники помощи сегодня так легко отыскать в сети. Ваш ребенок не плох в обучении, просто не нашлось «учителя», который объяснит тему в доступном ему формате.
РАЗБИВКА ЗАДАЧ.
Обычно, я советую это при работе с дислексиками, дисграфиками, дискалькуликами и при прочих неврологических нарушениях. Но, поверьте, этот способ работает хорошо и для всех остальных учеников. Часто дети не способны «проглотить» какую-то тему или мысль целиком. Что ж, разделите ее на мелкие части и объясняйте каждую по отдельности с глубоким погружением и проверкой на понимание. Затем, когда ребенку станет ясна каждая мысль, объедините их.
Здесь тоже важны различные техники. Например, ребенку задано решить пример на деление. Если он затрудняется, покажите ему это на наглядном примере. Делите яблоки, футболки, деревья за окном, да, даже клеточки в тетради. Постепенно ребенок поймет, как это работает и сможет в дальнейшем решать такие примеры в уме.
НЕ ВМЕСТО, А ВМЕСТЕ.
Родительские амбиции не всегда могут позволить им смириться с тем, что их ребенок не вундеркинд и учится на тройки. В действительности ничего страшного в этом нет, он просто учится в своем ритме, а вы хотите вырастить из него звезду насильно. При этом некоторые готовы плюнуть на все и сделать задание за ученика, лишь бы он получил хорошую оценку. Или вы видите, что ваш ребенок вообще «забил» на учебу и действуете так же, как и в предыдущем примере.
Но ведь знаний это не дает. Это не помощь, а настоящий вред. Ответственные родители обязаны, прежде всего, следовать первому пункту в этой статье — понять проблему. А по итогам, начинать действовать. Может быть, ребенку просто стоит немного помочь, использовав нужные техники или пригласить репетитора, может, необходимо сменить школу или обратиться к психологам.
НАУЧИТЬ КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ.
Часто дети в бессилии бросают учебники и тетради на стол со словами: «Я вообще тут ничего не понимаю». Необходимо задать вопрос: «Что именно ты не понимаешь?» и не удовлетворяться криком: «НИ-ЧЕ-ГО!», а попытаться научить ребенка просить конкретной помощи. Для этого нужно постоянно учить его мыслить. Даже, гуляя с совсем еще маленьким ребенком, размышляйте вслух обо всем, что видите, о том, как одно происходит из другого. Такая мыслительная цепочки должна возникать при решении любых жизненных и учебных задач. И тогда ребенку будет легче сформулировать конкретную проблему.
РИТМИЧНОСТЬ.
Многие дети затрудняются самостоятельно сосредотачиваться, и вам приходится сидеть с ними только для того, чтобы они вошли в ритм работы. Если ребенок постоянно отвлекается, найдите этот ритм, вовлеките в него ребенка и тогда в дальнейшем он сможет входить в него самостоятельно.
Для этого тоже можно воспользоваться определенными техниками.
- разделите время на небольшие отрезки, чтобы работа чередовалась с отдыхом не через большие временные промежутки. Для младших это может быть 15/15 минут, для учеников средней школы – 30/15, а для старшеклассников 45/15 минут.
- хорошо помогает во время таких цикличных занятий, если вы будете держать руку на голове вашего ребенка. Подержали 15 минут, таймер сообщил, что пора передохнуть – руку убрали.
- если ребенок долго не может сосредоточиться, поднимите его со стула и попросите повторять за вами любые простейшие упражнения. После 10 разнообразных движений продолжите занятия.
- чтобы пресечь неконтролируемую отвлекаемость, во время выполнения задания делайте паузы с зарядкой для пальчиков (помните, как делала разрядку в классе ваша первая учительница) и т. п.
ПРИМИТЕ СЕБЯ.
Не ругайте себя за негатив. Если во время выполнения домашних заданий вас переполняют отрицательные эмоции и страхи за ребенка (у него ничего не получается, он хуже других, он не сможет сдать экзамены и т. п., сделайте перерыв ДЛЯ СЕБЯ. Пообщайтесь с ребенком, поиграйте с ним, посидите за чаем с печеньем, поговорите о его успехах в других делах. Постарайтесь не зацикливаться на плохих мыслях во время занятий и не считайте себя злым человеком и плохим родителем, у которого ничего не получается.
ПОЙМИТЕ РЕБЕНКА.
Не думайте, что ваш ребенок не переживает из-за своих постоянных неудач. Многие дети просто это тщательно скрывают под маской недотепы и неумехи. Но они, в действительности, находятся в перманентном стрессе, злятся на себя за то, что ничего не понимают, устают от непомерных усилий, а их самооценка ниже некуда. Поймите их чувства. Старайтесь не давить излишне, не педалируйте то, от чего ребенок испытывает сильные отрицательные эмоции. Все это только блокирует его мышление. Всегда учитывайте чувства вашего ребенка.
БУДЬТЕ ГИБКИМИ.
То, что, зачастую, выглядит как нежелание что-то делать и лень, не всегда таковыми являются. Иногда дети понимают, что некоторые задачи им просто не под силу и стараются «спрятаться» от них. В Израиле, в частности, учитывают такое положение дел. Поэтому у нас, например, многие предметы можно изучать на определенные баллы. Хорош ребенок в математике? Он будет учиться на ступени 5. Другому больше нравятся гуманитарные науки? Он может учиться на ступени 3.
Вы вознамерились учить ребенка в элитной школе, а он не тянет? Переведите его в обычную. А, может быть, вашему ребенку вообще нужна коррекционная. Будьте чуткими к чувствам и возможностям вашего ребенка, будьте гибкими.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ.
Обращайте внимание на состояние ребенка. Совершенно неуместно заставлять ребенка делать уроки сразу по приходу домой из школы. Но и позже, если вы видите, что ребенок уставший, взвинченный и не в состоянии что-либо соображать, не принуждайте его, переждите, займитесь с ним чем-нибудь другим или прогуляйтесь.
Отнеситесь к этим советам со всей серьезностью и, возможно, через какое-то время ваш ребенок сможет заниматься самостоятельно.