Бороздина Татьяна
Как научить ребенка говорить красиво
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребенка говорить красиво.
(из опыта работы с детьми с ТНР)
Общение необходимо любому человеку: и маленькому, и большому. В современном мире, когда все общение сводится к написанию СМС. При этом не соблюдаются никакие лингвистические, грамматические, лексические нормы. Об орфографии, и тем более, пунктуации и говорить не приходится.
Сообщение содержит текст, если это можно так назвать, звукокомплексы (пжл, норм, ок и т. д.) Современный стиль общения пугает.
Публикация «Как научить ребенка говорить красиво» размещена в разделах
Речь современного поколения состоит из фраз, однообразная, скудная на различные формы языка (предложения простые, нераспространённые, невыразительные, позабыты красивые слова, афоризмы, обороты речи. Мало используется прилагательных, наречий и т. д.)
Как красив русский язык! Читая классиков, восхищаешься красотой его переливов, многогранностью, плавностью. Какие удивительные краски открываются при описании природы, человеческих качеств, поступков. Слова доходят до самого сердца, и тебя переносит то в прошлый век, то на просторы бескрайних полей или на стоянки диких индейцев.
Мало того, «взрослые» родители не только так общаются между собой, но они также разговаривают со своими детьми. Часто общение сводиться к коротким фразам, например: «Как дела? Что на обед? и т. д.» Дети отвечают в той же манере: норм, суп (неважно какой). Предпочтение отдается различным гаджетам. Забрал ребенка из сада, покормил - смотри мультики, в которых речь тоже оставляет желать лучшего.
И только в школе родители начинают понимать насколько важно, чтобы ребенок умел слушать, понимал полученную информацию, мог переработать её и связно, то есть, логически, грамматически правильно выражать своё отношение к явлению, событию, поступку.
Особую сложность в построении высказывания испытывают дети с нарушениями речи. Скудный словарный запас, нарушения грамматики, звукопроизношения – затрудняют речевые процессы.
Речь детей развивается физиологически и психологически постепенно, поэтапно, от простых фраз к развернутому предложению. Само по себе это не происходит. Необходимо специальные развивающие занятия, упражнения. И конечно, красивая, правильная речь окружающих.
Начинаю работу с построения фразы, постепенно увеличивая её за счёт прилагательных, союзов, дополнений, обстоятельств и т. д.
Широко использую мнемотаблицы, пересказы небольших текстов, составление рассказов по образцу, по картинке, по серии картинок и т. д. Дети учатся составлять описательные рассказы о предмете, явлении, событии, придумывают загадки, сочиняют свои собственные произведения, рассказы из личного опыта.
Учитывая, что основным видом деятельности детей является игра, в своей работе я использую различные виды игровых упражнений, элементы игротренинга. Вся работа построена в игровой форме. Это и дидактические игры, игры с мечом, ходилки-бродилки, хороводные игры, фольклор и многое другое. В простой и понятной форме ребенок, почти незаметно для себя, обогащает свой словарный запас, учится грамматически правильно составлять фразу, предложение, а за тем и полностью связный текст.
Как же научить ребенка красиво и правильно говорить?
Конечно, многие педагоги разработали замечательные методики, которые я использую в своей работе. Они очень помогают. Но не надо забывать, что работа над связной речью огромный труд: педагогов, родителей, детей.
Играя с детьми, я также знакомлю родителей с играми, в которые они могут поиграть в кругу семьи, на отдыхе, с друзьями. Со временем старшие дети уже самостоятельно могут играть и подключать младших детей.
Вот несколько игр, которые помогут вашему ребенку расширить свой словарный состав, закрепить знания об окружающем мире, быть более уверенным в себе, вырасти полноценной личностью, а также будут способствовать сближению взрослых и детей.
Игра «Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры: взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком шкаф – доской
Корова – телёнком велосипед – железом
Дуб – жёлудем рубашка – тканью
Рыба – икринкой ботинки – кожей
Яблоня – семечкой дом – кирпичом
Лягушка – головастиком сильный – слабым
Бабочка – гусеницей взрослый – ребёнком
Игра «Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход игры: взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
Взрослый - Дети
Овощи - картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Фрукты – яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.
Ягоды - малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.
Деревья – берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.
Домашние животные – корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.
Дикие животные – тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.
Перелётные птицы – стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.
Зимующие птицы – голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.
Мебель - стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.
Посуда – тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.
Одежда – пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.
Обувь – туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.
Игрушки – кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.
Инструменты – пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы.
Транспорт – трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход.
Игра с мячом «Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры: Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
Игра с мячом «Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё т голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.
Игра «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
-Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
-Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
-Сова летает, а кролик?
-Корова ест сено, а лиса?
-Крот роет норки, а сорока?
-Петух кукарекает, а курица?
-Лягушка квакает, а лошадь?
Игра «Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
Взрослый – Дети
Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы: ласточки, кукушки, сойки.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы.
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге?- Медведь.
Вариант 2.
Взрослый – Дети
Где живёт медведь? – В берлоге.
Где живёт волк? – В логове.
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
Игра «Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Взрослый – Дети
Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Игра «Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнка, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
Взрослый – Дети
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Умный – глупый
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий – шероховатый
Лёгкий - тяжёлый
Глубокий – мелкий
Светлый – тёмный
Добрый – злой
Игра «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит : «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».
Взрослый - Дети
Рукавички из меха – меховые
Таз из меди – медный
Ваза из хрусталя – хрустальная
Рукавички из шерсти – шерстяные
Игра «Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: взрослый бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Пример:
Один стол – пять столов
Один слон – пять слонов
Один журавль – пять журавлей
Один лебедь – пять лебедей
Одна гайка - пять гаек
Одна шишка – пять шишек
Один гусёнок – пять гусят
Один цыплёнок – пять цыплят
Один заяц – пять зайцев
Одна шапка – пять шапок
Одна банка – пять банок
Одна пуговица – пять пуговиц
Одна мыльница – пять мыльниц
Игра «Я знаю три (четыре, пять) названия животных» или «Я знаю три (четыре, пять) имени девочек (пять имен мальчиков)»
Раз и два, и три, четыре
Все мы знаем в этом мире.
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
Игра «Составь предложение"
Мячик прыгать я заставлю,
Предложение составлю.
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход игры. Взрослый бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова ( например: «Девочка играть»).
Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.
Игра «Кто чем занимается?»
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Ход игры.
Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, взрослый называет профессию, а ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Взрослый: строитель –
Дети: строит;
повар (варит (готовит) ;
носильщик (носит);
чертежник (чертит);
рабочий (работает);
уборщица (убирает);
художник (рисует) и т. д.
Игра «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
Игра «Кто может совершать эти движения?»
Кто и что — летит, бежит,
Ходит, плавает, лежит?
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Логопед: Идет –
Дети: Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Логопед: Бежит –
Дети: Человек, животное, ручей, время;
Логопед: Летит –
Дети: Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма;
Логопед: Плывет –
Дети: Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако.
Игра «Где мяч?»
Мячик, мячик, где лежишь?
Ты от нас не убежишь.
Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.
Ход игры.
Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
То, что было, то, что будет,
Каждый помнит — не забудет.
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.
Ход игры. Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.
Вариант. Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.
Игра «Утро, день, вечер, ночь»
Утро, вечер, день и ночь
Навсегда уходят прочь.
Провожать их не спеши,
Что ты делал, расскажи.
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.
Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу, дети отвечают на вопросы взрослого или ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью.
• Что ты делал утром?
• Что ты делал вечером?
Варианты. 1. «Назови «соседей» утра».
2. «Сначала вечер, а потом?.»
3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем.)
Игра «Месяцы и их последовательность»
Месяц к месяцу встает —
Каждый всех их назовет.
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры. Дети и взрослый встают в круг. Взрослый с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март». Вместо следующего месяца, взрослый называет имя ребенка : «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.
Игра «Что за чем?»
Что за чем у нас идет
Каждый год и круглый год?
Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.
Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.
Варианты вопросов: «Зима. А что за нею?» — «Весна. А что за нею?»
«Сколько месяцев в году?» «Назовите летние месяцы».
«Назовите первый месяц весны». «Назовите последний месяц зимы».
«С какого месяца начинается осень?»
«Каким месяцем заканчивается осень?»
Игра «Семья»
Кто вы мне и кто вам я,
Если вы — моя семья?
Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Ход игры. Взрослый или ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить.
Примерные вопросы:
• Кем ты доводишься маме и папе?
• Кто ты для бабушки и дедушки?
• У тебя сестра или брат?
• Назови двоюродных братьев и сестер.
• Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?
• А ты кто для них?
Игра «Бывает — не бывает»
Что же будет, что же нет?
Поскорее дай ответ!
Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.
Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход».
Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.
Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д.
Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.
Игра «Лови, бросай, дни недели называй»
В календарь не зря глядели —
Все мы помним дни недели.
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры. Дети становятся в круг. Взрослый или ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда»
Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.
Хорошо развитая связная речь помогает ребенку, да и взрослому человеку, выражать свои мысли, отстаивать своё мнение, аргументировать свое отношение к окружающему миру, быть более успешным и уверенным в себе человеком на протяжении всей жизни.
Очень хочется, чтобы русский язык не потерял своей значимости, красоты, мелодичности, многообразия!
Литература:
1. Ткаченко Т. А., «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет, Москва, 2004 г.
2. Ткаченко Т. А., «Формирование связной речи», «Сборник упражнений и методических рекомендаций», Москва, 2003 г.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Москва, 1990 г.
4. Глухов В. П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», Москва, Аркти, 2002 г.
5. Бородич А. М., «Методика развития речи детей». Москва, 1984 г.
6. Нищева Н. В., «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, 2001 г.
7. Нищева Н. В., Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2017г.
8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», М., 1993 г.
9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., «Фронтальные логопедические занятия в старшей и подготовительной группе для детей с ОНР. I, II, III периоды», Москва, 2000.