Ирина Киселева
Как лучше учить с ребёнком стихи?
▼ Скачать + Заказать документы
Как лучше учить с ребёнком стихи?
Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придётся делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира ребёнка, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворений является хорошим методом тренировки памяти.
Если ребёнок испытывает трудности в заучивании стихов, а это явление довольно распространённое, необходимо научить его нескольким методам, облегчающим этот процесс.
Публикация «Как лучше учить с ребёнком стихи?» размещена в разделах
Первый метод — это метод постепенного увеличения объёма заучиваемого материала. Он позволяет сделать процесс заучивания лёгким и непринуждённым. Каждый раз должен заучиваться такой объём информации, который можно запомнить чуть ли ни с первого его предъявления. Вместе с тем, начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца.
Затем заучивается первая строка стихотворения. Вы читаете эту строку и просите ребёнка её повторить. Желательно повторить её несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить ещё раз.
При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т. д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы вы сами показали малышу, как это делать.
Далее вы читаете вторую строку и просите: сделать то же самое. Однако после паузы просите малыша повторить обе строки — первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т. д.
Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребёнок просто «обречён» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твёрдый орешек».
Второй метод предназначен для «перевода» словесной информации в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому делать это не очень трудно.
Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее.
Просите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе её смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки.
По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности.
Пусть малыш попробует поэкспериментировать с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т. п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание.
Такое экспериментирование является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным упражнением, способствующим развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения.
Третий метод — это метод «пересказа» стихотворения своими словами. Вы читаете всё стихотворение и просите ребёнка рассказать, о чём в этом стихотворении говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можете помочь малышу наводящими вопросами.
Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребёнок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.
В заключение ещё несколько советов:
Желательно обучить ребёнка всем трём методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается всё стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.
При заучивании стихотворения обращайте внимание ребёнка на мелодию рифмы, а также на настроение и чувства персонажа, который в нём описан.
Обязательно делайте перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка учить стихотворение, если он этого сейчас не хочет.
Если вам интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти вашего ребёнка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4-х строк.