Кристина Дворянчикова
Как контролировать поставленные ребёнку звуки
▼ Скачать + Заказать документы
Какая помощь требуется от родителей в процессе работы логопеда над звуками?
Учитель-логопед проводит постановку звуков в определенном порядке.
SSS 128308; Прежде, чем приступить к постановке звука, проводится предварительная работа.
Это развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка) и параллельная работа по развитию фонематического восприятия (умение слышать ребенком звуки речи).
Публикация «Как контролировать поставленные ребёнку звуки» размещена в разделах
Задача родителей на данном этапе, выполнять вместе с ребенком артикуляционную гимнастику (в системе). Работа по развитию фонематического восприятия заключается в том, что родители проводят с ребенком игры, упражнения на различение звуков («Угадай, чья песенка», определение позиции звука в слове, выполнение звукового анализа слова.
SSS 128308; Следующий этап – постановка нарушенных звуков. Эта работа проводится учителем – логопедом с помощью специальных приемов. Здесь помощь родителей не нужна и может даже навредить, потому что родитель может делать попытки научить ребенка самостоятельно правильно выговаривать нарушенный звук, и научит его делать это неправильно.
SSS 128308; Одним из самых длительных этапов, как правило, является автоматизация поставленных звуков. На этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима.
Задача родителей заключается в том, чтобы, выполнять задания логопеда –повторять слова, словосочетания, предложения, разучивать стихи, пересказывать небольшие тексты, содержание которых наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно произносил автоматизируемый звук во время выполнения всех заданий. Кроме того, важно, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль за поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими). Делать это необходимо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове : «Петя, повтори за мной – СССОБАКА». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно». Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.
Период автоматизации звуков длительный и сложный. Ребенку необходимо убрать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет.
Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.