Нелли Дьяченко
Консультация «Как дома родителям вести себя с гиперактивным ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Как дома родителям вести себя с гиперактивным малышом?
Строгая дисциплина требуется и от родителей. Однако для них она выражается прежде всего в том, что они должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения. Трудно? Но ребенку выполнять ваши требования ещё труднее.
Публикация «Консультация „Как дома родителям вести себя с гиперактивным ребенком“» размещена в разделах
Возбудимому ребёнку следует особо тщательно дозировать впечатления. Избыток приятных, ярких впечатлений для него тоже вреден. Но совсем лишать его развлечений и походов в интересные места не стоит. Однако, если вы видите, что он начинает перевозбуждаться, лучше уйти. Ничего, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Только не подавайте этот уход как наказание. Лучше сказать: «Ты устал, пойдем, тебе надо отдохнуть». Пусть у ребенка сохраняются приятные воспоминания от его появления на людях. А то он начнет бояться совершать промахи и от этого будет вести себя ещё хуже.
Гиперактивным детям, больше, чем всем остальным, необходимо соблюдать строгий режим дня. Да, они, конечно, попытаются его нарушить, но если вы будете неуклонно проявлять твердость, привыкнут. В то же время, естественно, нужно делать поправку на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, тормозной путь длиннее обычного. Поэтому если, допустим, ему пора заканчивать игру, не требуйте, чтобы он сделал это немедленно, а предупредите заранее, что время истекает. Вообще таких детей приходится просить по нескольку раз. Это их особенность, и с ней надо считаться.
Чрезвычайно важно научиться ловить момент, когда он начинает перевозбуждаться, но ещё не перевозбудился окончательно.
Это требует от матери обостренного внимания, но его вполне можно натренировать. Научились же вы когда-то определять по плачу младенца, чего он хочет. Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени и, покачивая, как маленького, пошепчите ему в такт, что-нибудь успокаивающее, расслабляющее.
Повторение слов создает ритм, завораживает, а телесный контакт со взрослым, особенно с матерью, великолепно расслабляет.
Детей от 3-5 лет в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог (на какую-то постороннюю, интересную тему). Задавайте простые вопросы. Перевозбужденный ребенок плохо соображает, он весь во власти бурлящего «хаоса». Чтобы включиться в диалог, ему придется волей-неволей обдумывать свои ответы и вырываться из-под власти эмоций. С любыми детьми важно существовать в режиме диалога, а с гиперактивными - особенно. Между тем именно с ними взрослые, как правило, изъясняются либо при помощи команд («убери», «сделай», «не трогай», либо разражаются длинными, эмоциональными монологами, которые по большей части оказываются монологами в пустоту.
Все дети охотнее обучаются чему-либо, если им интересно. А гиперактивного ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно заинтересовывать. Иначе ничего не получится. Это данность, которую придется принять. Причем интерес у него нестойкий, летучий. В силу своих особенностей он не может долго удерживать внимание на одном и том же. Поэтому, обучая его чему-то, необходимо чередовать виды деятельности, часто внедрять в процесс что-то новенькое, подкреплять интерес ребенка самыми разными способами.
Не дергайте ребенка каждую минуту. Он просто отключится и не будет вас слышать. Конечно, он должен знать слово «нельзя», но, как и со всеми детьми, надо стараться, чтобы они на собственном опыте убеждались в пагубных последствиях своих поступков. Безусловно, с гиперактивными детьми в этом смысле следует быть более осмотрительными. Но все равно, если у ребенка нет реального опыта расплаты за непослушание, он перестает верить предупреждениям взрослых.
Гиперактивному ребенку одного раза, скорее всего, будет недостаточно, однако это не значит, что «до него ничего не доходит». Доходит. Правда, не так быстро, как до других. Должны же они хоть что-то делать медленней остальных!
Никогда не опускайте рук. Любите вашего ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть любые трудности. Помните, что «норовистый ребенок похож на розу с шипами, за которой необходимо ухаживать по-особому. И иногда приходится пораниться о шипы, чтобы увидеть их красоту».