ольга соловьёва
От развития связной речи в детском саду — к сочинению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед в. к. Соловьёва Ольга Алексеевна г. Саратов Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно излагать свои мысли. Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе познания окружающего мира, в процессе действий с предметами. Все это побуждает ребенка к собственным высказываниям - фиксации выполненных действий, описанию, повествованию, рассуждению, умозаключению.
Публикация «От развития связной речи в детском саду — к сочинению в школе» размещена в разделах
Формирование и развитие связной речи – важное условие полноценного усвоения знаний, развития творческого мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности при подготовке детей к школьному обучению. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость, застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
От того, на сколько эффективно овладеет ребёнок навыками связной речи в детском саду, будет зависеть его дальнейшее обучение в школе. Сформированность этих навыков станет основой для написания изложений и сочинений.
Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые; например: В. К. Воробьева предложила систему обучения связной речи, в
основе которой прием моделирования. Он используется, как для формирования навыка составления описательных текстов, так и повествовательных с помощью картинно-графического и сенсорно-графического плана. В. П. Глухов изучал психолингвистический аспект развития связной речи и предлагает систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Т. А. Ткаченко разработала систему
формирования связной речи с использованием наглядности и моделирования плана высказывания. Л. Н. Ефименкова систематизировала приемы работы
по развитию речи детей с ОНР III уровня. Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова и Е. М. Мастюкова разработали систему по совершенствованию связной речи детей третьего уровня речевого развития с соблюдением поэтапности и последовательности с лексическим материалом заданий. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников является мнемотехника В. А. Казаренко.
В своей работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР я активно использую все эти приёмы и методики. Хочу предложить несколько приёмов из своего педагогического опыта, которые дают хорошие результаты.
Начинаю с работы над предложением. Так как работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ предложения развивается очень медленно.
Важным здесь является наполняемость фразы, распространение предложения, как составляющей части полного, интересного рассказа.
Приём1. Детям даётся готовый рассказ по картине из 5-7 предложений. (Вот дом. У дома сад. В саду сосна. Под сосной скамейка. На скамейке девочка. Около скамейки собака. Девочка даёт собаке хлеб) Дети считают сколько предложений. Сколько предложений – столько выставляется цветков на доске. Затем идёт работа по каждому предложению. Сколько слов- столько лепестков у цветка. Детям предлагается расширить предложение (украсить цветок другими лепестками, сделать его интереснее, красивее. Подбираются соответственно слова-действия, слова-признаки, дополнения. На доске создаётся модель рассказа (у нас получилась клумба цветов).
В игровой форме у детей формируются представления о том, что рассказ состоит из предложений, а предложения из слов. Одновременно активизируется и расширяется словарь. У детей развивается воображение и фантазия. В результате получается такой, примерно, рассказ: «Вот стоит
большой кирпичный дом. У дома выросла высокая зелёная сосна. На маленькой скамейке сидит девочка Лена. Около скамейки сидит пушистая собака. Девочка даёт собаке вкусный мягкий хлеб.»
Приём 2. Преобразование готового текста. Даётся готовый текст по наглядной картине или серии картин. Прорабатывается каждое предложение
Сначала идёт подбор слов – синонимов: существительных, глаголов, прилагательных. Потом из них составляются новые предложения. Постепенно формируется рассказ из новых предложений или несколько рассказов. У каждого ребёнка может быть свой вариант.
Приём 3. Рассказ с ошибками. Детям демонстрируется сюжетная картинка или серия картин. Даётся рассказ, но рассказ с ошибками. Дети должны услышать ошибку, сопоставить с тем, что нарисовано на картинке, составить правильное предложение, соответственно правильный рассказ. Используя такой приём, видишь, с каким энтузиазмом дети включаются в игру, становятся более внимательными, каждый старается первым заметить несоответствия.
Приём4. Пишем письмо. Развивает творчество, фантазию, воображение, память. Письмо пишется коллективно. Логопед записывает, дети диктуют. Обсуждается, кому будем писать письмо: ребёнку, в данный момент болеющему, сказочному герою, Деду Морозу. Тема письма тоже обсуждается: прошедший праздник., прочитанная книга, просто события дня в группе. Потом письмо зачитывается, редактируется и отправляется. Идеально, если на письмо придёт ответ. Но это уже фантазии взрослых.
Общаясь с детьми, проводя занятия, я всегда стараюсь подчеркнуть, какой красивый наш русский язык. Насколько он богат и разнообразен. Как об одном и том же событии можно сказать по разному. Как важно не засорять его плохими, некрасивыми словами.
Говоря о развитии у детей связной речи, о воспитании правильной красивой речи, хочется сделать акцент на том, что мы, учителя – логопеды, учителя- словесники, как ни кто другой, должны в своей работе опираться на духовные ценности, прививать эти ценности нашим детям. учить любить,
понимать, беречь наш язык. От того, как мы научим ценить русский язык, родную речь, как научим пользоваться этой речью и русским языком наших
детей, зависит их будущее, будущее той страны, в которой они, наше новое поколение. будут жить.
Хочется привести слова Всеволода Троицкого, профессора, доктора филологических наук:
«Мы обязаны знать: одухотворённый русский язык – душа России, её святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово.
Слово дано для стремления к истине. Судьба наша — в словах, нами произносимых.»
(Из книги «Духовность слова»)
А закончить словами Анны Ахматовой:
«…Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
Но мы сохраним тебя, русская речь.
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя понесём,
И внукам дадим и от плена спасём
Навеки!» (А. А. Ахматова).
Литература:
1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием речи. — М., 2005.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — М., 2007.
6. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007.
7. Спыну В. В. Молодой учёный№11 2013.
8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991
.9. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997.
10. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи — СПб., 1999.