Наталья Писчасова
Конспект занятия «Я и мои права»
▼ Скачать + Заказать документы
Я и мои права.
Цель: познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме; дать понятие о том, что каждый ребенок имеет право на имя, отчество, на проживание в семье, право на гражданство. Закрепить понятия «семья», «отношения в семье»; упражнять в словообразовании на примере имен: подбор суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением, признаков, действий; способствовать проявлению форм дружеского общения; активизировать словарь за счет новых слов (полное имя, семья, внук, внучка, страна, россияне, генеалогическое дерево, Конвенция).
Публикация «Конспект занятия „Я и мои права“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Материал: Кукла-ребенок, генеалогическое дерево (фото родственников,
свидетельство о рождении ребенка, Конвенция о правах ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель заносит в класс, плачущего ребенка (кукла)
Воспитатель: Как вы думаете, кто это плачет?
Дети: Маленький ребенок.
Воспитатель: Да, с таким плачем рождаются все дети. Это родился ребенок.
А что это у него на руке? (Обращает внимание, на руке у куклы привязана
бирка). Как вы думаете, зачем нужна эта бирочка?
Все новорожденные одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно,
имен у них нет, есть только бирочки на руках с цифрами.
Рассматривают бирки, которые принесли родители детей.
Когда вы родились, у вас тоже были манжетки.
В какое время года вы родились?
Ответы детей.
Вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей
бирке: первый, двадцать восьмой?
Дети отвечают.
Как вы думаете, зачем люди придумали имена?
Дети отвечают.
У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь
друг к другу, мы называем его по имени. Можно спросить: «Тебе здесь
нравится?» - и вопрос прозвучит в пустоту. А можно спросить так: «Игорь,
тебе здесь нравится?» -- и Игорь поймет, что обращаются к нему. Услышав
свое имя, человек поймет, что обращаются к нему, говорят о нем.
Так на что имеет каждый ребенок со дня рождения?
Дети: Каждый ребенок имеет право на собственное имя. Воспитатель: Когда ребенок рождается на свет, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды, пожелания. О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя». Если хотят предостеречь от плохого, советуют: «Не губи свое имя». И это значит - не поступай плохо.
Серебряный бубенец во рту
Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке,
Одно-единственное движение губ…
Мячик пойманный на лету.
М. Цветаева
С чем сравнивается имя?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно, с птицей, льдинкой, мячом, бубенцом. Каждого из нас можно назвать ласково и нежно. Назовите ласково друг друга по секрету на ушко.
Дети шепчут друг другу на ушко.
Есть по этому поводу пословицы: «Ласковое слово и кошке приятно», «Доброе слово города строит, а злое - разрушает». А можно назвать имя грубо и этим обидеть человека.
Как бы вы не хотели, чтобы вас называли?
Дети отвечают. Мы растем и растет наше имя. А как будет звучать ваше имя, когда вы станете взрослыми?
Дети отвечают.
Назовите себя полным именем. Воспитатель раскрывает значение наиболее распространенных имен детей.
Сергей - латинское имя, переводится как «высокий, высокочтимый».
Никита - в переводе с древнегреческого «победитель».
Игорь - имя скандинавского происхождения, означающее «воинство, сила».
Данил - в переводе с древнееврейского означает «божий суд».
Екатерина—древнегреческое имя, означает «чистая, непорочная».
Олеся - белорусское имя, означающее «лесная».
Подумайте, как вас будут звать, когда вы станете взрослыми?
Дети отвечают.
Правильно, по имени- отчеству. Вы имеете право не только на имя, но и
отчество, которое присваивается по имени отца. Открою вам тайну: каждый
человек любит, чтобы к нему обращались по имени или по имени и отчеству,
это зависит от того, кто перед вами - взрослый или ребенок.
Когда родится человек, ему дают имя и он получает документ
«Свидетельство о рождении», где указаны его имя и гражданство.
Воспитатель показывает документ «Свидетельство о рождении». Вместе
с детьми рассматривают печать, изображение герба, его значение.
Если на документе герб России, значит, мы граждане какой страны? В какой стране мы живем?
Дети отвечают.
Вы имеете право не только на имя, но и на гражданство той страны, где родились. Вы граждане России.
Когда вы вырастете, вы будите иметь право изменить свое имя и переехать на постоянное место жительства в другую страну.
Имя свое надо любить и беречь и быть его достойным. Может быть, вы станете известными спортсменами, музыкантами, строителями, писателями, и ваши имена прославят нашу страну, мы будем гордиться, что вы ходили в наш детский сад.
Так как вас будут тогда называть - давайте познакомимся!
Физкультминутка с мячом «Давайте познакомимся!».
Воспитатель: В документе «Свидетельство о рождении» записаны ваши родители. Зачем вам родители?
Дети отвечают.
Плохо или хорошо иметь родителей?
Дети отвечают.
Назовите имя отчество ваших родителей.
Дети отвечают.
Дети должны и имеют право жить в семье. Что такое семья?
Ответы детей.
А из каких членов семьи состоит ваша семья?
Ответы детей.
Какая она?
Дети: Большая, маленькая, дружная, добрая, крепкая, веселая, здоровая, работящая, заботливая.
Воспитатель: Кто что делает в семье?
Ответы детей.
Дидактическое упражнение «Исправь предложение».
Сначала родились мы, а потом наши родители. Бабушка младше мамы.
Я – бабушкина дочка.
Дидактическая игра «Могучее дерево».
Рассматривание генеалогического древа: наша семья как дерево.
Воспитатель: Корни – это наши дедушка и бабушка, ветки – родители, листья и цветы – это дети.
Давайте распределим своих родственников на генеалогическом древе.
Дети размещают фотографии своих родственников на генеалогическом древе.
Вам хорошо жить в семье?
Дети отвечают.
В народе говорят: «Вся семья вместе – так и душа на месте».
А какие пословицы знаете вы?
Дети: «Где любовь да совет, там и горя нет».
Воспитатель: Так какой должна быть семья?
Дети: Дружной, крепкой, заботливой.
Воспитатель: Запомните, ребята: вы имеете право жить в семье.
Мы сегодня на занятии говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?
Дети: На имя, гражданство, проживание в семье.
Воспитатель: Все ваши права записаны в этой книге.
Показывает книгу «Конвенция о правах ребенка».
Дети рассматривают книгу. Эта книга будет находиться у нас в группе на книжной полке. На других занятиях мы будем еще говорить о других ваших правах.