Татьяна Зайцева
Консультация «Изучение таблицы умножения»
"Изучение таблицы умножения".
В наше время невозможно предположить обучение в школе без отличных знаний таблицы умножения, а выучить её для некоторых учащихся большая проблема. Таблицу Пифагора дети начинают изучать во втором классе начальной школы. В этом возрасте отлично работает механическая память, поэтому многие просто «зазубривают» материал. Но не всем детям удается выучить таблицу умножения таким способом. Начиная с третьего класса без знания таблицы умножения назубок учиться сложно.
Публикация «Консультация „Изучение таблицы умножения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Таблица умножения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Как же помочь ребёнку выучить таблицу умножения легко и быстро?
Над этим вопросом ломают голову тысячи учителей, школьников и их родителей. Я же стала думать над тем, как упростить изучение, как помочь детям освоить таблицу умножения, не отбирая у них лето, как подарить детям крепкие знания и спасти школьные дневники от двоек.
Таблица умножения – это прекрасная тренировка памяти. Но, как и любая тренировка, она должна быть регулярной, для достижения хорошего результата. И тренировки эти лучше начать ещё до изучения таблицы.
Как я это происходит в нашем классе? Просто спрашиваю у детей о том, например, сколько нужно дать 2 ребятам машин, чтобы у них получилось по 5 ,или сколько нужно дать 3 девочкам кукол, чтобы у каждой из них оказалось по 2. Задавать можно любые вопросы, которые могли бы развить знания детей или могли бы помочь в приобретении этих знаний. Я поняла, почему дети в старших классах так плохо знают таблицу умножения. Вся проблема в том, что в свое время не был найден правильный алгоритм запоминания таблицы. Именно во втором классе, при закладке фундамента табличного умножения, возникает такая невосполнимая дыра, поэтому работу над разъяснением алгоритма таблицы умножения я решила начать уже с первой четверти второго класса. Надо выбрать правильный алгоритм и именно тот, который подойдёт при работе с коллективом учащихся, а не с отдельным учеником. Дети неодинаково воспринимают информацию. У кого-то лучше развита зрительная память, а другие лучше запоминают на слух. Поэтому при запоминании таблицы умножения лучше применять оба способа.
Существует много различных способов запоминания таблицы Пифагора : пословицы-поговорки, стихи, песни, сказки, игры, а также различные визуальные материалы. Да и Интернет представляет различные методики, позволяющие с комфортом для ребенка и с особым вниманием к его индивидуальным особенностям выучить таблицу умножения. Однако, какой бы способ не выбрали, ребенок не выучит таблицу, а если и выучит, то быстро забудет, если не поймёт сам принцип таблицы умножения!
Начиная изучать таблицу умножения, ученики обычно уже знакомы с основными математическими действиями. Они умеют складывать и вычитать различные числа, уже знают логику такого арифметического действия, как сложение. И эти навыки помогут разъяснить детям суть таблицы умножения.
Суть моего метода в том, чтобы ребёнок без нервов, не напрягаясь, а просто и незаметно для себя выучил таблицу умножения. Из опыта работы я поняла, что проще выучить таблицу умножения путем простого повторения записи суммы одинаковых слагаемых. Когда и как это делать? А всё очень просто. Я использую для этого минутки чистописания. Одним выстрелом так сказать, убиваю двух зайцев. Во первых, не надо прописывать цифры в тетрадях учеников, на которые, кстати, они обращают мало внимания (не пишут их, или пишут как попало и такая работа не даёт никакого результата). Во-вторых, при такой форме проведения минутки чистописания у детей активно работает мозг: они непросто механически прописывают цифры,но и складывают их,прежде чем написать. Алгоритм записи прост:2 4 6 8 10 12 14 16 18 20.,т. е каждое следующее число получается путём прибавления к предыдущему числу того самого первого числа, с которого и начали сложение.
А что в результате получается? А получается та самая таблица умножения, которую предстоит им заучивать. Но дети этого пока не знают. Они просто каждый день пишут красиво в тетрадях минутку чистописания. Каждый урок математики у меня начинается с минутки чистописания. На каждую цифру отвожу время,достаточное для запоминания и доведения до автоматизма. Мозг ребенка нуждается в неустанном повторении – только тогда информация будет не только механически выучена, но и осознана. А это является гарантией того, что таблицу умножения ребёнок не забудет до самой старости. Обучение разбиваю по месяцам. Это достаточное время и для тех, у кого развита зрительная память, и для тех, кто лучше запоминает на слух. Но пока не запомнится предыдущее занятие, начинать следующее не стоит. Все дети запоминают с разной скоростью. Лучше если вы будете терпеливы. Если хотите выучить таблицу умножения быстро и легко, занимайтесь с детьми каждый день понемногу. Я каждый день уделяла этому от 2 до 5минут. Таблицу нужно учить постепенно, не пытаясь охватить сразу все числа. На каждую таблицу я отводила примерно месяц. Дети не понимали, что мы учим таблицу умножения. Просто каждый день мы считали, но считали не по одному «Один, два, три, а по числу, которое умножаем, столько раз, на сколько умножаем. Сначала мы перешли к удваиванию. Удваивать довольно легко, достаточно что-то сложить с самим собой. Потом я указывала на разные предметы в классе, и предлагала сосчитать и удвоить –количество карандашей в пенале, число букв в плакате, число книг на полке, число символов на циферблате часов и др. Так мы превратили это в еще одну игру. Я задавала какое-нибудь число, даже двух или трёхзначное, и спрашивала, сколько получится если удвоить. Для ответа достаточно сложить цифры, что довольно просто. Это очень веселое занятие. Дети легко с ним справлялись. Но легко лишь вначале, когда складываем по 2,по 3. Попробуйте это сделать для 6: «шесть, двенадцать, восемнадцать, двадцать один, двадцать четыре, тридцать два, тридцать шесть, сорок пять, пятьдесят четыре, шестьдесят» Трудно? Но, когда это делается ежедневно, дети быстро справляются с трудностями счёта. Только после того, как ребенок поймет суть арифметического действия, приступаю к изучению самой таблицы. Например: 3 умножить на 2 обозначает то, что число 2 нужно сложить 3 раза и получится 2+2+2, а это очень просто посчитать. Необходимо просто разъяснить ребенку, как устроена таблица умножения, объяснить сам процесс умножения.
Таким образом у учащихся постепенно сам вырабатывается навык умножения. И не нужно зазубривать таблицу наизусть.