Самигулина Анна Александровна
Изучение правил дорожного движения в младшей группе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Дорога …Это целая жизнь. Как удивительно похожи жизненные и дорожные ситуации! И готовить к ним детей необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Свои первые, самые элементарные знания по Правилам дорожного движения малыши получают в первой младшей группе. В ходе занятий педагог реализует такие задачи:
Публикация «Изучение правил дорожного движения в младшей группе ДОО» размещена в разделах
· создать у детей первичные представления об автомобилях, улице, дороге;
· познакомить дошкольников с некоторыми видами транспортных средств: легковая машина, грузовая (большего размера, автобус;
· дать понятие о работе водителя.
Во второй младшей группе идёт работа по этим же направлениям, но только знания дошкольников углубляются. Кроме того, решаются и новые задачи:
· вводится понятие светофор (можно сделать и в конце первого года обучения);
· малыши узнают, что существуют ещё и автомобили специального назначения (скорая помощь, полицейская и пожарная машины и другие);
· дошкольникам даются элементарные представления о правилах безопасного поведения на дороге (каким образом нужно переходить проезжую часть, необходимость всегда держать за руку родителей или других взрослых);
· развивается умение ориентироваться в окружающем пространстве.
Приёмы и особенности работы с детьми 2–4 лет
Начинать знакомство с Правилам дорожного движения можно на макете улицы или демонстрационной картинке. Педагог объясняет, что такое улица, показывает детям проезжую часть, тротуар и рассказывает об их назначении. Малыши узнают, кто такой водитель, пешеход и пассажир, рассматривая прохожих и движущийся транспорт по дороге.
Дети играют с моделями или игрушечными машинками, причём часто не только мальчики, но и девочки. Задача же педагога — объяснить дошкольникам, что настоящие автомобили гораздо опаснее знакомых им всем игрушек. Можно также рассмотреть машину, которая привозит каждый день продукты на кухню детского сада, и обсудить из чего состоит автомобиль.
Во время групповых занятий нужно как можно чаще использовать приём моделирования различных дорожных ситуаций. Педагог ненавязчиво подталкивает детей к играм с машинками, при этом проговаривает вслух каждое действие и побуждает к этому детей (например, автомобиль увеличил скорость, повернул в сторону, дал задний ход).
С обучением Правилам дорожного движения тесно связано развитие у детей 2–4 лет ориентации в пространстве — знакомство с понятиями «справа», «слева», «впереди», «сзади».
Педагогу нужно проводить игры на внимание, такие как игра «Зелёный — красный», чтобы дети с ранних лет вырабатывали привычку осматриваться, подходя к проезжей части. Когда педагог демонстрирует красный кружок, малыши должны стоять, при показе зелёного — посмотреть налево, направо, налево, а потом только шагать.
Когда ребята знакомятся с разновидностями транспорта (грузовой и легковой, автобус, троллейбус и трамвай, важно дошкольникам уяснить, что транспортное средство большого размера потенциально может представлять собой угрозу, поскольку из-за него можно не заметить другой мчащийся автомобиль. В связи с этим у детей следует вырабатывать привычку, внимательно смотреть по сторонам. Поэтому в группе для детей 2-3 лет должно быть много игрушечного транспорта разных видов, набор рулей на каждого ребёнка (пластмассовых или картонных, шапочек с изображением машин, эмблем и пр. Всё это делает обучение более увлекательным и понятным. Также обязательно нужно приобрести или сделать самостоятельно большой макет светофора.
При проведении занятий с детьми ясельного и младшего дошкольного возраста крайне важна наглядность. Чтобы привлечь интерес малышей к дорожной тематике, педагог может предлагать детям пазлы и кубики с изображением различных автомобилей, дидактические игры, например, «Поставь автомобиль в свой гараж», где нужно соотносить картинки по размеру. Во второй младшей группе следует включить игровые пособия на классификацию видов транспорта, к примеру, «На чём могут ехать пассажиры» и простой макет улицы с обозначением тротуара и проезжей части.
Педагог должен излагать азы дорожной грамоты на понятном для детей 2-4 лет языке. Но при этом не нужно допускать неточности в понятиях Правил дорожного движения, например, отождествлять понятия «остановка» и «стоянка», «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход». К дошкольникам, даже самым маленьким, не нужно обращаться «детским» языком (с уменьшительными суффиксами). Это может исказить понимание детьми всей серьёзности реальной картины дорожного движения. Ведь на проезжей части дороги представляют потенциальную угрозу не машинки, а машины! Аналогично следует избегать картинок дорожной тематики, выполненных в стиле комиксов. Забавные иллюстрации, конечно, привлекают детское внимание, но в то же время отвлекают дошколят от главной задачи — осознать реальную опасность, подстерегающую каждого на дороге.
В то же время не нужно прибегать к другой крайности — излишне запугивать ребят. Задача педагога — прививать чувство осторожности и самосохранения, не перерастающее в панический страх.
При работе с детьми четвёртого года жизни больше внимания уделяется беседам (по сравнению с более ранним возрастом, чтению стихотворений соответствующей тематики, заучиванию коротких стихотворений, отгадыванию загадок.
В работу по освоению Правил дорожного движения можно активно включать ИКТ: показывать малышам презентации, обучающие мультфильмы, такие как «Дорожная азбука тётушки Совы» или «Смешарики. Правила дорожного движения».
При знакомстве с дорожно-транспортными понятиями большое значение имеют сюжетно-ролевые игры. В ясельной группе это «Поездка на автобусе», «Пешеход на улице». В младшем дошкольном возрасте сюда следует добавить такие варианты, как «Вежливые пассажиры», «Путешествие в автомобиле по родному городу». При этом педагог направляет ролевые действия детей, активно комментирует их, подсказывает ребятам подходящие реплики.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
Поэтому главная задача педагогов доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Исходя из вышесказанного, хочется сделать вывод, что привитие элементарных представлений о правилах безопасного поведения на дороге детям ясельного и младшего дошкольного возраста крайне важно для сохранности жизни и здоровья воспитанников.