Виктория Лихачева
Изобразительная деятельность детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность включает в себя множество видов и форм, каждая из которых направлена на развитие различных способностей, качеств, знаний, умений и навыков.
Изобразительная деятельность позволяет обучающимся с ОВЗ познавать окружающий мир, а с помощью разнообразных техник рисования преображать свои представления в рисунки.
Помимо того, что изобразительная деятельность развивает художественно-творческие способности, она способствует активизации различных психофизических функций и возможностей обучающихся.
Публикация «Изобразительная деятельность детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Изобразительная деятельность помогает обучающимся с интеллектуальными нарушениями лучше запоминать и закреплять знания о геометрических фигурах, ассоциировать их с различными предметами окружающего мира, и изображать на бумаге.
В процессе рисования обучающиеся с интеллектуальными нарушениями овладевают различными техниками, развивается мелкая моторика рук. При создании рисунка, обучающиеся должны сделать разметку, небольшие наброски, а затем прорисовать все контуры, заштриховать или закрасить нужные области цветными карандашами, красками или пластилином. В ходе рисования формируется и развивается умение вести ровную линию, регулировать силу нажима, соответственно, яркость линии. Развивается умение ориентироваться на листе бумаги, соотносить расположение своего рисунка с образцом, повторять точные, ровные движения рукой.
Установлено, что в процессе изобразительной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста последовательно развиваются знания и умения, входящие в представления о геометрической форме.
Обучение рисованию по образцу также способствует развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В ходе рисования происходит уточнение и закрепление правил поведения на уроке, правил работы с инструментами (карандаши, кисти, краски, бумага, вода для красок и так далее).
У обучающихся развивается умение работать по плану, заданному алгоритму, дети учатся придерживаться всех его пунктов, соблюдать последовательность и правильность выполнения. Также в процессе рисования по образцу у обучающихся с интеллектуальными нарушениями воспитывается такая черта, как умение доводить начатое дело до конца, стремление получить определённые результат.
В. В. Воронкова указывает, что в процессе рисования учитель побуждает обучающихся с интеллектуальным нарушениями постоянно сравнивать свой рисунок с образцом или натурой (форму изображенного предмета с формой изображаемого предмета, форму отдельных деталей рисунка между собой.
При этом идет опора на умения применять среднюю (осевую) линию, пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Для осуществления изобразительной деятельности необходимы два основных фактора - интеллектуальный и эмоциональный. Интеллектуальный заключается в формировании ориентировочной основы изобразительной деятельности : для создания изображений нужны достаточно полные и устойчивые представления об образах конкретных предметов, а также умение видоизменять, оперировать имеющимися представлениями, особенно при изображении новых, не бывших ранее в графическом опыте предметов, скажем, при выполнении сюжетных рисунков по мотивам сказок, басен или ролевых игр. С другой стороны, оперирование представлениями не может осуществляться без мощного эмоционального стимула, который побуждает ребенка к изобразительной деятельности. Именно сильное эмоциональное чувство рождает у ребенка потребность отразить окружающую жизнь в образной форме - в рисунке, лепке, поэтому формирование у ребенка потребности изобразить то или иное содержание должно стать предметом пристального внимания педагогов, тем более когда в обучение вовлекаются дети с интеллектуальными нарушениями, у которых недоразвитие эмоционально-волевой сферы является одним из ведущих нарушений.
Таким образом, изобразительная деятельность является одной из важнейших частей образования детей с ОВЗ