Шестопалова Любовь Николаевна
Из опыта реализации иновационного продукта «Театральный край…» (бренд «Прииртышье — мой край»)
▼ Скачать + Заказать документы
Шестопалова Любовь Николаевна,
старший воспитатель
МБОУ «Береговская
средняя общеобразовательная школа»
Нижнеомского муниципального района
Омской области
Из опыта реализации иновационного продукта «Театральный край.» (бренд «Прииртышье – мой край»)
Публикация «Из опыта реализации иновационного продукта „Театральный край…“ (бренд „Прииртышье — мой край“)» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Продукты питания
- Республика, область, край. Список городов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
На основании указа президента России 2019 год объявлен Годом театра, цель которого – сохранить и популяризировать лучшие отечественные театральные традиции, достижения, усовершенствовать организацию театрального дела, привлечь внимание к театральному образованию.
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.
В 2018 учебном году коллектив нашего детского сада, как участник РИП-ИнКО, в рамках реализации содержания разделов программы «Омское Прииртышье» работал над созданием инновационного продукта «Театральный край.» (бренд «Прииртышье – мой край», а затем апробировал его в образовательной деятельности.
На разных этапах ознакомления детей с театральной жизнью Омского Прииртышья и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решались следующие задачи:
формирование интереса к культуре родного края, истории создания и развития театров Омского Прииртышья;
знакомство с известными людьми на тетральных сценах Омского Прииртышья;
освоение знаний о бытовой, театральной, музыкальной культуре Омского Прииртышья.
Основной формой в реализации задач было предусмотрено выполнение детьми творческих проектных работ и исследований на материалах регионального содержания. Одним их таких исследований явилось создание проекта «Театр начинается. с детского сада», участниками которого стали дети старшей разновозрастной группы, воспитатели, помощник воспитателя, музыкальный руководитель и родители.
В рамках предварительной работы в целях осуществления мотивации на предстоящую деятельность, была использована технология группового сбора, в ходе которого дети обменялись информацией по модели трех вопросов: Что мы знаем о театре? Что мы хотим узнать о театре? Что нужно сделать, чтобы узнать о театре? Кроме того была затронута тема театральной жизни Омского Приртышья.
Были разработаны основные вопросы и темы исследований: «История создания и развития театров Омской области», «Виды театров», «Великие люди на театральных сценах Омского Прииртышья», «Кто работает в театре?», «Правила поведения в театре».
В связи с этим проведена большая и интересная работа по ознакомлению детей с миром театра во всех видах образовательной деятельности.
Прежде всего был был разработан учебно-методический пакет в который вошли:
презентации об истории создания и развития театров : ТЮЗа, Омского академического театра драмы, музыкального театра, Северного государственного драматического театра, театром «Арлекин», молодых театрах города;
видеоматерал о великих актерах Омского Прииртышья;
буклеты: «Как стать актером?», «Кто-кто в театре живет?»;
дидактические игры: «Что лишнее?», «Назови правильно театральную профессию», «Угадай театр», «Займи своё место», «Угадай, что изменилось?», «Театральное лото», «Угадай эмоцию» и др. ;
картотека бесед об истории профессии «актер», специфике актёрского искусства, о различных театральных профессиях (гримёр, костюмер, художник-декоратор); о внутренних помещениях театра (фойе, зрительный зал, сцена и др.);
стихи и загадки о театре, открытки, фотографии, иллюстрации, кроссворды, ребусы.
Непосредственному знакомству с жизнью театра способствовала система бесед, занятий, игровых диалогов, на которых дети узнавали чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер, кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер, кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления дошкольники отражали в изобразительной деятельности, а выставка художественных работ помогали обобщить увиденное.
С видами театров, его «закулисным» устройством знакомились через виртуальные экскурсии. Таким же образом дети совершали виртуальное путешествия по театрам Омской области.
С целью укрепления культуры поведения в театре, неоднократно обсуждались проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетным обертками?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?». После бесед на эти темы дети разыгрывали сценки на закрепление правил поведения в театре.
При знакомстве с разными видами театрального искусства, была поставлена хорошо знакомая детям сказка «Репка» в жанре кукольного спектакля, а сказка «Муха - цокотуха» на новый лад» в музыкальном жанре.
Конечно же, в таком проекте мы никак не могли обойтись без родителей наших малышей. Родители оказывали помощь не только в изготовлении атрибутов, костюмов к спектаклям и в качестве персонажей, но и принимали участие в подборе материала для создания информационного стенда «Правила поведения в театре»; буклеты: «Как стать актером?», «Кто-кто в театре живет?». Итогом совместной работы исследовательской деятельности детей и родителей стали оформленные результаты: презентация об истории создания и развития ТЮЗа (театр юного зрителя, коллекционирование - «Театры города Омска», «Знаменитые актеры Омска». Беседы с родителями, их участие в работе помогли и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Чтобы обновить развивающую среду в группах к Году театра, среди воспитателей был организован смотр-конкурс на лучшую разработку дидактического средства развития ребенка в технологии «Лэпбук» на тему «Знакомимся с театром».С помощью материалов из кармашков лэпбука они познакомили детей с разными видами театров, устройством театра и сцены, правилами поведения в театре, театральными профессиями, систематизировали уже имеющихся представления о театральном искусстве.
Таким образом, в ходе проектной деятельности дети погрузились в волшебный мир театрального искусства, попробовали свои силы в различных театральных профессиях, познакомились с историей создания и видами театров родного края.
И пожалуй, самое главное: театр – благодатная почва для творчества, помощник в воспитании детей, страна реальных фантазий и доброй сказки.