Тамара Бажинова
Из опыта работы «Приобщение младших дошкольников к фольклору»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия. Дошкольники широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров, с произведениями классической и современной детской литературы. Дети младшего дошкольного возраста лучше воспринимают эмоционально выразительные стихотворные произведения. Особенно им нравятся динамичные произведения, мелодии радости, плясовые. В связи с этим детям рекомендуется больше читать произведения русского фольклора. Сюда входят – потешки, частушки, песенки, игры («Пальчик, пальчик…», «Кто у нас хороший…» и многие другие). Фольклорные произведения больше соответствуют потребностям детей младшего дошкольного возраста. Они сочетают в себе не только несущее информацию слово, но и ритмику, мелодию, интонацию, движение. Детей в младшем возрасте так же знакомят с народными сказками, в первую очередь со сказками о животных: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и др.
Публикация «Из опыта работы „Приобщение младших дошкольников к фольклору“» размещена в разделах
Своей задачей, как воспитателя, считаем необходимым открыть ребёнку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к художественному слову, умение его слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, содействовать и сопереживать героям. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературы с развитием их художественно-речевой деятельности.
Для решения этих задач в группе ведётся регулярная работа.
Работая с детьми младшего возраста, знаем, что потешки в работе не заменимы. Потешки помогают и организовать режимный процесс, и провести игру, и встретить новичка, успокоить расшалившихся ребят. Малые фольклорные произведения помогают как воспитателю в его работе, так и детям лучше постичь окружающий мир. Дети через фольклор знакомятся с исконно русской речью, отражающей традиции и мировидение её создателей и носителей.
Особенно малые фольклорные произведения помогают в адаптационный период, когда взрослому необходимо наладить эмоциональный контакт с новым ребёнком, а ребёнку войти в непривычный для него мир детского сада. Поэтому, в адаптационный период больше внимания уделяется потешкам, так как потешки доставляют малышам радость. Уже само чтение создаёт благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать ещё. Особенно хорошо в этот период использовать так называемые «потешки для новичков».
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший,
Ванечка - пригожий!
В светлом теремочке выросла Ксюшенька
Все её любят, все её голубят.
И другие потешки, при этом в потешку подставляется имя нового ребёнка. Младший возраст - чрезвычайно важный момент зарождения у ребёнка интереса и любви к художественному слову. Потешки - это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребёнка. Для полноценного развития ребёнка необходимо постоянно общаться с ним, обращаться к нему с речью, побуждать его к действию, движению, игре. Через некоторые потешки можно познакомить детей с окружающим миром, и межличностными отношениями. Под приговоры проще переносятся любимые далеко не каждым ребёнком режимные процессы.
Потешки помогают активизировать детей в течение всего дня. Сон необходим для детей, но не всегда дети могут заснуть, а затем проснуться в добродушном настроении. В этом случае используются потешки «на сон грядущий» :
Вот и люди спят,
Вот и звери спят
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки - на муравушке,
Детки все - по люлечкам.
Спят - поспят.
Всему миру спать велят.
Баю, баю, баюшок,
Кладу Машу на пушок -
На пуховую кровать.
Будет Маша крепко спать.
И так же потешки «после сна» :
Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песню Митеньке:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань мой Митенька.
А для того чтобы дети лучше проснулись, используются потешки, побуждающие к движению:
Потягушки, потягушки! (потягиваются, тянут руки вверх и выгибают спину)
Поперёк толстунушки, (сидя на стуле вытягивают ножки)
А в ножки ходунужки
А в ручки хватунушки (сжимают - разжимают пальцы рук)
А в ротик говорок (зевают, прикрывая рот ладошкой)
А в голову разумок (слегка почёсывают темя)
Дети наконец встали с кроваток. Идём с детьми умываться, а затем за стол. При умывании с ребятами зовё м водичку:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Чистая водичка
Умоем Ване личико,
Ксёшеньке - ладошки,
А пальчики – Никитке.
Не все дети хорошо едят. Некоторых надо поощрять, уговорить. И здесь на помощь приходит потешка:
Умница Ксюшенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Травка - муравка со сна поднялась,
Птица - синица за зерно взялась,
Зайка - за капусту,
Мышка - за корку,
Детки - за молоко.
Подошло время прогулки. Дети рады, но сначала необходимо одеться. Приучить детей одеваться самостоятельно, тоже помогут потешки. С ними сразу легче и веселей.
Вот они сапожки:
Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки,
Если дождичек пойдёт,
Наденем сапожки.
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо.
Завяжу потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.
Часто дети устают или ссорятся, или кто-то из детей распалился и никак не может успокоиться. Здесь тоже часто обращаемся к помощи потешек. Приласкать, рассказать ребёнку потешку для тех, кто плачет или шумит и у ребёнка снова поднимется настроение.
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесёт орешки –
Для Аниной потешки.
Если будешь плакать,
Дадим худой лапоть.
Чак, чак, чак,
Зубы на крючок.
А кто слово скажет –
Тому щелчок.
Ведущий вид деятельности у младших дошкольников - это игра. Организовать игру тоже поможет потешка. В своей группе достаточно широко используем игровые потешки. Приведем лишь некоторые:
Водят мыши хоровод,
На лежанке дремлет кот,
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснётся Васька - кот,
Разобьёт весь хоровод.
Стань-ка на дорожке,
Хлопни-ка в ладоши,
Топни каблучками,
Потанцуй-ка с нами!
И многие другие такие как: «Сорока-ворона», «Идёт коза рогатая.», «По кочкам, по кочкам», «Наши уточки с утра» (где дети подражают голосам домашних животных).
Кстати, именно через потешки дети получают первые знания о животных и птицах, о роли которую они играют в жизни человека. Прибаутки и потешки о животных помогают активизировать речь детей. Дети охотнее высказываются, повторяют текст и произносят звукоподражания.
Так, при знакомстве детей с потешкой «Петушок», вначале показывали игрушку изображающую петушка. Дети внимательно её рассмотрели, показали, где у Петушка гребешок, бородка, клюв, хвост, лапки. Вспомнили с ребятками, как поёт петушок. Затем прочитали потешку «Петушок», при этом, поощряя попытки детей договаривать определённые слова и фразы. Читая, снова показывали детям «золотой гребешок», «маслену головку», «шёлкову бородку». При повторном чтении потешки просили уже детей показать.
При знакомстве с потешкой «Наши уточки.» на фланелеграфе перед детьми выставлялялись несколько картинок. Читая потешку показывали определё нную картинку: «Выглянуло солнышко (показываем картинку) и проснулись уточки (ещё картинка). Проснулись, закрякали: кря-кря-кря». Как закрякали уточки, дети отвечали хором, нескольких детей необходимо спросить индивидуально. Повторяя фразу, побуждаем детей договаривать слова, показывая на картинки. Так читая потешку, показываются детям по очереди все персонажи этой потешки, просят детей сказать как они кричат, договаривать слова за взрослым. Некоторых детей просим показать на картинке ту или иную птицу. Затем читается потешка «Наши уточки.». Потешка повторяется несколько раз, поощряя попытки малышей повторить звукоподражания.
Необходимо показать детям всю красоту природы, обратить внимание детей на природные явления, вызвать любовь и бережное отношение к природе. В этом могут помочь сочиненные нашими предками песенки и потешки о растениях, солнце, небе, временах года.
Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти,
Дай капустке подрасти.
Ой ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла,
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
Как по этой по метели
Трое саночек летели,
И шумели и гремели,
Колокольчики звенят.
В течение всего времени также вели работу по знакомству детей с русскими народными сказками. Маленькому ребёнку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывали сказки при этом, предлагали детям выполнить имитационные движения (малыши показывают какая большая - прибольшая была репка; как её тянули-потянули и т. п.). Также использовали при повторном рассказывании наглядные пособия (вначале использовали фигурки настольного театра, затем показали картинки на фланелеграфе и пр.) В дальнейшем детей побуждали инсценировать фрагмент из сказки.
Но вся эта работа по воспитанию интереса и любви к художественному слову была бы не полной. Родители тоже должны быть включены в процесс приобщения ребёнка к художественному слову. Для этого проводим беседы с родителями о роли потешек в воспитание детей, знакомим родителей с потешками, песенками. Также советуем родителям на какие сказки необходимо обратить внимание в этом возрасте.
Литература
1. Бударина Т. А., Корепанова О. Н., Куприна Л. С., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПБ. : Детсвтво-Пресс, 2010
2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М: Мозаика – Синтез, 2012
3. Гербова В. В., Ильчик Н. П. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года. – М. : ОНИКС, 2011
4. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: СПб. : Детство-Пресс, 2010
5. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 1995, №9.