Татьяна Просвирнина
Из опыта работы на тему «Сенсорная культура и умственное развитие ребенка»
Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи:
Развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе будут способствовать развитию восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве.
Публикация «Из опыта работы на тему „Сенсорная культура и умственное развитие ребенка“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Большое внимание я уделяю сенсорной культуре и умственному развитию ребенка. Оформлен уголок сенсорики, стараюсь наглядность изготовить своими руками.
Мы работаем в тесном контакте с родителями. Благодаря их помощи изготовили дидактические подушки из лоскутов ткани и поролона. Этот материал поместили в уголок сенсорики. Дидактические подушки используем на занятиях по речевому развитию, математическому развитию, ознакомление с природой, ознакомлению с художественной литературой, а также в совместной деятельности и в индивидуальной работе.
Первая подушка напоминает божью коровку. На красные лоскутики («крылья») нашиты разноцветные пуговицы, на серый – две пуговицы одинакового цвета («глаза») и бантик («рот»). Между красными лоскутиками вшита молния. Пуговицы можно пересчитывать, бантик развязывать и завязывать, молнию расстегивать и застегивать.
Вторая подушка – аппликация головы девочки. Детям нравиться расплетать и заплетать косички.
Третья подушка – на ткань нашиты геометрические фигуры разной величины и цвета. Они помогают объяснить детям такие понятие, как величина, цвет, форма.
Четвертая подушка – «Цветы на лужайке». К ткани прикреплены искусственные цветы. Зеленую тесьму – «стебель» под цветком можно завязать бантиком – это «листья».
Пятая подушка – на ткань нашиты кармашки с молниями. Туда можно положить картинки с изображениями диких и домашних животных, овощей и фруктов и т. д.
Шестая подушка «Жилет». Расстегнув его, дети увидят знакомую сказку. Ее можно рассказать вместе воспитателем, опираясь на иллюстрацию.
Манипуляцию с пуговицами, молниями, шнурком, тесьмой способствуют развитию мелкой моторики рук.
Благодаря дидактическим подушкам, дети быстрее и успешнее усваивают такие понятия как: цвет, форма, величина, а манипуляции с пуговицами, молниями, шнуром, тесьмой, способствуют развитию мелкой моторики рук.
Также, я использую геометрические игры в работе с детьми разного возраста, даже 3 лет. Последние исследования оказывают: именно в этом возрасте детей можно и даже нужно начинать знакомить с основными геометрическими фигурами- кругом, квадратом и треугольником. Такие знания малыши получают на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, а я закрепляю на занятиях по аппликации, ручному труду. Дети играют в игры. Такие как мозаика «Кружок», мозаика «Овал» и «Геометрическая мозаика», а затем выполняют задания на бумаге с помощью ножниц, клея и кисти. Такая работа развивает наглядное мышление, воображение, фантазию и активизирует творческие способности.
Дети учатся сосредотачиваться, контролировать собственные действия, ориентироваться на листе бумаги, закрепляют знания цвета, формы величины. Для геометрических игр пособия изготавливаю из плотного цветного картона.
Для детей 3 лет, изготавливаю образцы, соответствующие размеры деталей мозаики. Ребенок первоначально выкладывает изображение непосредственно на образце, выбирая деталь с учетом цвета и размера. Если он справляется с заданием, я предлагаю ему выкладывать изображение на листе бумаги или на столе.
Детям старшего дошкольного возраста предлагаю вырезать по образцу нужные детали, разложить их на листе бумаги. А затем приклеить. Вот несколько тем для работы с детьми на занятиях по аппликации с мозаикой «Кружок», с мозаикой «Овал» и «Геометрической мозаикой».
Дети младшего дошкольного возраста быстро осваивают технику составления изображений из готовых геометрических форм и наклеивания их на бумагу.
По степени сложности виды развивающей аппликации я условно разделила на три блока.
1 блок. Формирование преставлений о величине и цвете предметов
Учу ребят различать, называть и сравнивать геометрические формы по цвету и величине. Упражняю в умении последовательно накладывать детали разной величины и цвета одну на другую, а затем наклеивать каждую последующую деталь в центре предыдущей или относительно ее нижней стороны.
2 блок. Пространственное ориентирование
Учу располагать детали аппликации на бумаге (горизонтально, вертикально, в перевернутом виде и т. п., чередовать элементы изображения по форме и цвету.
3 блок. Выполнение изображений предметов
Учу выполнять изображение предмета из геометрических форм, составленных их двух или нескольких частей, аккуратно соединяя их при наклеивании.
Чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик предлагаю задания в игровой форме (Починим юлу», «подарим малышам погремушку», «Украсим елочку», «Поможем бельчонку заготовить на зиму грибы», «Цветы для мамы» и т. д.).
Я пришла к выводу: что используя наглядность при проведении дидактических игр на занятиях, в совместной деятельности, в индивидуальной работе дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют задания, у них быстрее формируются сенсорные способности, что способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.