МААМ-картинки

Формы проведения, структура и содержание утренней гимнастики

Шорникова Елена
Формы проведения, структура и содержание утренней гимнастики

Из доклада на «круглом столе»

Формы проведения, структура и содержание утренней гимнастики

В методике физического воспитания дошкольников используются различные формы проведения утренней гимнастики:

- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др. ;

- игрового характера (из 3-4 подвижных игр);

- с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);

- с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);

- с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т. д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.)

Структура утренней гимнастики

1. Вступительная часть

– построение

– 2–3 вида ходьбы

– 1 вид бега

– упражнение на внимание (носит имитационный характер)

Заканчивается вступительная часть обычной ходьбой построением для выполнения ОРУ.

2. Основная часть. ОРУ.

– упражнение на дыхание и для мышц рук и плечевого пояса

– упражнение для мышц туловища

– для ног и туловища

– комбинированное

– прыжки с чередованием ходьбы

– упражнение на дыхание

3. Заключительная часть (ходьба, хороводы и т. д.)

Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание.

В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают: построения (в колону, в шеренгу); строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом); перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону; непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом); бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками. Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.

Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц. Затем упражнения для мышц туловища. Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий. В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

Содержание утренней гимнастики

Утреннюю гимнастику начинают с кратковременной энергичной ходьбы. Вовремя ходьбы следят, чтобы ребенок держал туловище прямым, не напрягался, неопускал голову и выполнял свободный мах руками. Ходьбу целесообразно сопровождать счетом – «раз, два, три, четыре». Это вырабатывает четкий ритм шагов во время ходьбы,что также способствует формированию навыка в этом движении.

Во время ходьбы и бега воспитатель становится впереди и выполняет вседвижения вместе с детьми. Каждое упражнение объясняет четко и выразительно. Показывает его свободно, без напряжения, правильно и красиво, так как дети оченьточно копируют взрослых. Во время показа используется «зеркальный» способ. Приэтом проводящий становится лицом к ребенку, направление его движений определяетнаправление движений ребенка. Например, ему предлагают наклон в левую сторону, авзрослый наклоняется вправо.

Подбирая упражнения для комплексов утренней гимнастики, соблюдаютопределенную последовательность: вначале выполняют упражнения, которые требуютот ребенка меньшей затраты усилий (для развития мышц плечевого пояса, рук испины).

Первая группа упражнений способствует выпрямлению позвоночника;крепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру; формируют правильнуюосанку. Чтобы дыхание было свободным, детей приучают как следует выпрямлять рукии поднимать их как можно выше.

Вторая группа упражнений предназначается для повышения гибкостипозвоночника и укрепления мышц спины. При выполнении этих упражнений нужночетко соблюдать правильное исходное положение: если ребенок сидит, выпрямив илискрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны). Взрослыйобращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особеннонаклонов) колени не сгибались.

Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса,развитие мышц ног и свода стопы. При выполнении этой группы упражнений детидолжны стараться держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола,хорошо сгибать колени. Далее дают упражнения для укрепления мышц туловища имышц ног (приседания или прыжки). Заканчивают гимнастику кратковременным бегомв среднем темпе, который сменяется медленной ходьбой. Во время ходьбы следуетдавать упражнения на дыхание с движением рук (например, поднять руки черезстороны вверх и медленно опустить их вниз). Эти упражнения способствуют болеебыстрому приведению организма ребенка в спокойное состояние.

Таблица 1

Этапы проведения утренней гимнастики

Этап гимнастики Содержание

Сбор на зарядку, построение • Для младших и средней групп построение выполняется в шеренгу или колонну по словесному указанию воспитателя;

• в период адаптации воспитанников первой младшей группы не призывают к построению, дети встают врассыпную;

• старшие дошкольники по звуковому сигналу строятся на зарядку в колонну/шеренгу с поворотами.

Ходьба • Ходьба (маршировка) на месте;

• сочетание различных видов ходьбы: на пятках, носочках, на вывернутых стопах, обычная, ходьба-имитация (как лошадка, цапелька и др.);

• ходьба с ускорением/замедлением темпа.

Бег • Чередование с ходьбой;

• бег в среднем темпе;

• бег на месте и в разных направлениях (младшая группа в период адаптации бегает врассыпную).

Прыжки • На месте и в сторону на одной и обеих ногах;

• через предметы (брусок, мячик, лежащий обруч);

• прыжки-имитации для младших групп («прыгаем, как мячики, лягушата, зайчики»).

Общеразвивающие упражнения • Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса и рук;

• упражнения на укрепление мышц спины, живота и ног;

• количество упражнений увеличивается с возрастом воспитанников:

o в первой младшей группе — 3–4 упражнения,

o во второй младшей — 4,

o в средней — 4–5,

o в старшей — 5–6,

o в подготовительной — 6–8.

Бег в быстром темпе • В младших группах — 10–20 секунд;

• в средней — 20–25;

• в старшей — 25–30;

• в подготовительной — 30–40.

Окончание зарядки • Упражнения на нормализацию дыхания;

• успокаивающие упражнения для плечевого пояса и рук (плавные движения руками в стороны и разные направления, медленные махи, потягивания).

Во время выполнения упражнений детей приучают правильно дышать. Глубокое

дыхание регулирует процессы кровообращения, содействует увеличению жизненной

емкости легких, подвижности реберных дуг, укреплению межреберных мышц имышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении исоздают необходимые предпосылки для правильной осанки.

При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можносоставлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы вних принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма.

Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:

а) потягивание;

б) ходьба (на месте или в движении);

в) упражнения для мышц шеи, рук, упражнения для мышц туловища и живота;

д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);

е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады

вперед и в стороны);

ж) упражнения силового характера;

з) упражнения на расслабление;

и) дыхательные упражнения.

Таким образом, грамотно построенная утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное значение. При повторении упражнения можно вносить некоторые изменения: усложнять выполнение или изменять исходные положения туловища, рук и ног. В заключение необходимо подчеркнуть, что не рекомендуется насильно заставлять ребенка делать гимнастику. Единственным правильным путем является привитие к данному занятию искреннего интереса. Утренняя гигиеническая гимнастика позволяет обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохина И. А. О приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образужизни в условиях дошкольной образовательной организации// П О В О Л Ж С К И Й П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Й П О И С К (Н А У Ч Н Ы Й Ж У Р Н А Л). 2 0 20. №1 (31).- С. 77- 84.

2. Бородкина Г. В. Здоровье как достижимое качество личности / Г. В. Бородкина //Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 10. - С. 19-24.

3. Буцинская П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: книга для воспитателей детского сада / П. П. Буцинская. – М. : Просвещение, 1990. – 175 с.

4. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье: учеб. / И. И. Брехман. -М. : ФиС, 2009. - 206 с.

5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка: сб. избранных трудов / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2011. - 235 с.

6. Вульфович А. С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни: автореф. дис. кад. пед. наук. -Волгоград, 2002.- 20 с.

7. Гуленина О. А. Использование нестандартного физкультурного оборудования / О. А. Гуленина // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 2. – С. 35-38.

8. Давыдова М. В. Игры с водой и песком как компонент здоровьесбере-гающей среды ДОУ / М. В. Давыдова // Детский сад: теория и практика. -2013. - № 5. - С. 82-88.

9. Давыдова М. В. Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / М. В. Давыдова. - Челябинск, 2013. - 25 с.

Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005-. 96 с

Публикации по теме:

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение.

Комплекс утренней гимнастики «Фантазёры» Вводная часть: 1. Построение в шеренгу, колонну 2. Ходьба --на носках, руки в стороны --на пятках, руки на пояс --на внешней стороне стопы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формы проведения, структура и содержание утренней гимнастики
Опубликовано: 9 августа 2024 в 16:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы проведения, структура и содержание утренней гимнастики» (включая файлы) размещена пользователем Шорникова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД