Анна Валиуллина
Итоговое занятие по валеологии «Азбука Здоровья» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Рассмотреть и обсудить с детьми содержание типичные опасные ситуации, и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях. Закрепить правила безопасного поведения на улице, в быту, в природе. Помочь оценивать свое поведение с точки зрения вреда и пользы для здоровья. Учить применять полученные знания на практике. Продолжать знакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма; воспитывать бережное отношение к себе и другим. Пропагандировать здоровый образ жизни.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Оборудование: Иллюстрации с изображением спец. машин: пожарная машина, милиция, скорая помощь и номера телефонов их вызова; рентгентаппарат- ширма с окошечком; 3 плаща с изображением с изображением внутренних органов: желудка, легких, сердца. Кроссворд
Ход занятия:
- Ребята, в этом учебном году мы с вами проводили занятия по валеологии. На этих занятиях вы научились укреплять свое здоровье, узнали много интересного о своем организме, познакомились с правилами безопасного поведения на улице и в быту, в природе. Сегодня мы закрепим знания, полученные на этих занятиях.
Разминка:
В начале занятия я предлагаю вам викторину от Знайки по правилам безопасного поведения на улице и в быту, в природе.
- Можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варится суп или кипит чайник? (Можно обжечься горячей водой, паром, огнем. Открывать крышку и наклоняться над кастрюлей нельзя, так как может попасть струя горячего пара. Ни в коем случае нельзя крутить ручки плиты, а если вы почувствовали запах газа, нужно тут же сказать об этом взрослым.)
- Почему детям категорически запрещается полъзоватъся электроприборами: утюг, миксер, телевизор, электрогрелка, электрочайник? (Электрический ток - нам помощник. Но он может быть и опасен. Поэтому никогда нельзя трогать провода и электроприборы мокрыми руками, дергать за провода, шнуры, накрывать лампы и светильники тканью или бумагой. При неосторожном обращении с электрическими приборами может случиться пожар от удара электрическим током.)
Это опасно!
- Чем опасно открытое окно? (По неосторожности можно выпасть из открытого окна и причинить вред здоровью и даже погибнуть.)
- Почему мух называют опасными и вредными насекомыми? (Мухи очень вредные насекомые. Они разносят на лапках многие опасные болезни, ведь летают они повсюду: бывают на свалках, наведываются в выгребные ямы, а потом ползают по столу. Садятся на хлеб, масло и другие продукты и оставляют на них болезнетворные микробы. Вредные микробы вместе с едой попадают в организм человека и могут стать причиной болезни.)- Знаете ли вы, для чего нужен светофор? (Светофор показывает пешеходам и водителям, когда можно переходить дорогу, как ехать машинам, а когда нужно стоять и ждать.)
- Что обозначают каждые из трех сигналов светофора? (Красный сигнал светофора говорит «СТОП! остановитесь и ждите» Желтый предупреждает, чтобы вы подготовились к пешеходу. Зеленый свет — значит путъ открыт)
- Как правильно переходить дорогу, где нет светофора и специального места для перехода?
(Переходить через улицу надо спокойно, не выскакивать на проезжую частъ, а внимательно посмотреть по сторонам. Вначале налево и убедится, что машин нет; дойдя до середины улицы надо посмотреть направо и, если дорога свободна, продолжить переход)
- Что сделаете вы, если незнакомец будет предлагать вам что-нибудь купить или пригласит в гости? (Нужно вежливо, но твердо отказаться и поскорее уйти, а может бытъ и убежать подальше от этого человека. Незнакомый человек, который просит вас пойти с ним, проводить его куда-нибудь - очень опасен. И пустъ он хорошо одет, приятно улыбается и говорит вежливым тоном, не стоит доверять ему. Если незнакомец предлагает вам конфету, мороженое, игрушку или что-то другое вкусное или интересное - отказывайтесь не задумываясь. А лучше всего не вступайте не в какие разговоры с незнакомыми людьми. Незнакомый человек может причинить большой вред ребенку - разлучить с близкими, испугать,
- Как вы поступите в такой ситуации: вы дома одни, раздается звонок в дверь и незнакомый человек, представившись приятелем папы, убеждает, что это он его послал и просит открыть дверь? (Не нужно подходитъ к двери, разговаривать с чужим человеком. Если вступил в разговор, то нелъзя говоритъ, что ты один дома: папа спит и просил не будитъ его или папа находится в ванной. Попроситъ уйти и не мешатъ. Можно позвонитъ соседям или близко живущим родственникам знакомым и рассказать им, что происходит.)
- Почему нельзя шалить в воде, хватать друг друга за ноги, руки? ( Прежде всего купатъся надо идти в сопровождении кого-нибудь из взрослых: мамы, папы, старшего брата. Нельзя шалить в воде. Это очень опасно! Ведь всего за десять секунд легкие человека наполняются водой, и он может захлебнуться и утонуть.)- -- Почему нельзя шить на диване или за обеденным столом? (Иголки, булавки, спицы, ножницы и крючки - опасные предметы. Ими можно больно уколоться, а ножницами - поранить пальцы. Чтобы этого не случилось, их нельзя бросать где попало, а следует после работы убирать в специальную коробочку. За обеденным столом люди едят, а мелкие предметы могут незаметно попасть в пищу. Нельзя оставлять иголку на диване или ковре, чтобы потом не потерять ее и не уколоться.
- Что нужно предпринять в случае пожара? (Быстро уйти или выбежатъ из квартиры, рассказатъ об этом взрослым и попроситъ их позвонитъ по телефону или из телефона - автомата по номеру 01, и сказатъ, что в доме пожар, при этом обязателъно назватъ свой домашний адрес. В квартире много дыма, значит нужно низко пригнувшись двигаться к выходу, прикрывая нос и рот мокрым платком, полотенцем.)
- Можно ли собирать незнакомые ягоды и грибы? Почему? (Конечно же, нельзя! Ведь кроме съедобных попадаются и опасные, ядовитые грибы и ягоды. Поэтому, если рядом нет взрослых никогда не спеши сорватъ и положитъ в рот незнакомую ягоду, даже если она выглядит красиво и аппетитно.
- Ребята! Правила, о которых мы сейчас вспомним - несложно запомнитъ и выполнятъ их. Но в жизни все может случитъся и вам понадобится помощь. Куда же за ней обращаться? (- Если начался пожар? - звоните 01.
- Если необходима помощъ милиции? — 02
- Если вам срочно понадобиласъ помощъ врача? - 03
- Набрав нужный номер, что вы должны назвать? (- Свой адрес;- Фамилию и причину, по которой звоните.)
Беседа. -Ребята, на занятиях по валеологии мы с вами говорили не только о правилах безопасного поведения, но и о строении и работе нашего организма, о здоровье, о том, как его укреплятъ. - С какими органами организма мы познакомились? (Мы познакомились с такими важными органами нашего организма, как сердце, легкие, органы пищеварения. Я предлагаю вам поиграть в игру «Экскурсия в рентгенткабинет» - посетить кабинет рентгенолога. В этом кабинете стоит большой аппарат с экраном. Врач просит пациента раздеться до пояса и встать позади этого экрана. Гаснет свет, врач включает аппарат и на экране появляется то, что находится внутри пациента. Как работает этот аппарат, вы узнаете в школе.
Я буду врачом, а вы моими пациентами. Кто будет первым пациентом? Я включаю аппарат. Итак! Что мы видим на экране? Какой орган? Это желудок. Все живые существа питаются. Нам необходима пища, для чего? - чтобы расти, развиваться, обеспечивать себя энергией. Пища, которую мы едим, проходит сложный путъ. Сначала мы жуем, потом глотаем.
- Что это за трубка, которая начинается прямо у рта? Это пищевод. - Для чего он нужен?
Верно, он «ведет» пищу, которую мы проглотили. - Куда попадает пища потом? В желудок. Здесь находится желудок. Он вырабатывает специальную жидкость - желудочный сок. - Для чего нужен желудочный сок? Он пропитывает пищу и растворяет ее. А это значит, что пища, съеденная вами, превращается в вещества, полезные нашему организму. Эти полезные вещества растворяются, попадают в кровъ и кровъ разносит их по всему телу.
- Как вы думаете, почему важно кушать в одно и то же время? Если вы едите по режиму, желудок уже знает, скоро обед и начинает готовиться, выделять желудочный сок, чтобы пища переваривалась. - А что же кушать? Как можно больше фруктов и овощей. Нашему организму необходимы молоко, рыба, яйца. По утрам полезно кушать молочные каши. Необходимо организму вода. - Какие правила необходимо соблюдать во время еды? Нелъзя смеяться, громко разговаршатъ, кричать с набитым ртом. Пищу нужно тщательно пережевывать, не проглатывать большие куски. После еды нельзя бегать, прыгать, заниматься физкультурой.
- Почему? Иначе можно принести большой вред организму.
Фшминутка- Ребятки, вы наверное устали. Давайте немного отдохнем. Послушайте загадку:
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
-Кто это?
Верно, хомяк.
Давайте вспомним нашего друга Хомячка, который заботиться о своем здоровье, был чистюлей, вел здоровый образ жизни, что оченъ и оченъ важно. И постараемся быть похожим на него.
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенъкий бочок
Хомка рано встает
Щечки моет, спинку трет.
Убирает Хомка хатку
И выходит на зарядку
1-2-3-4-5 Хомка хочет силъным стать!
- А сейчас продолжим занятия. Кто будет следующим пациентом? - Что мы видим на рентген - аппарате? Верно, это легкие. В них поступает воздух, который мы вдыхаем. Ребята, все живое дышит. Дышим мы все время, мы не можем не дышать, если даже захотим. Попробуйте задержать дыхание.
- Можно надолго задержать дыхание? Сердце перегоняет кровь, а легкие?
- Воздух.
В воздухе содержится кислород, который необходим для нашего организма, как пища и вода. – Сколько у человека легких? Два.
- Как работают легкие? Работают легкие как воздушные шарики, которые при вдохе - наполняются воздухом, а при выдохе — уменьшаются, сжимается как шарик. Из легких кислород попадает в кровь, и кровь разносит кислород по телу, чтобы оно могло дышать - Какой воздух необходим для дыхания? Свежий, чистый. Для этого следует проветривать помещения, где находятся люди. - Где легче дышится - в городе или на даче? Почему? Дышать свежим, чистым воздухом нам помогают деревья, растения. В городской квартире — комнатные растения. Для укрепления и тренировке органов дыхания существуют специальные дыхательные упражнения и целые гимнастики.
Давайте вспомним некоторые из них и отдохнем. «Часики» Тик-так Тик-так
«Дровосек» Ух! Ух! Ух!
«Задуй свечу». Дуют на ладони, сложенные вместе вертикально (в виде свечи).
- А это самый важный орган в нашем теле. Как он называется? Это сердце. Каждый, конечно, слышал как оно бьется внутри. Все другие органы человеческого тела работают то сильнее, то слабее, а иногда вообще отдыхают. Например: глаза, уши когда люди спят. А сердце работает, не переставая с самого рождения, как мотор или насос, перегоняет кровь по сосудам.
- Посмотрите на свою руку. И вы увидите тонкие голубые прожилки — это и есть сосуды.
- Почему наше тело пронизано сосудами? По сосудам – трубочкам кровь разносит по всему телу полезные вещества, необходимые для питания организма, а значит и жизни.
- Когда наше сердце бьется сильнее? Когда мы устали, нашему телу нужно больше крови, тогда сердце бьется, работает сильнее. А когда мы спокойны или отдыхаем, сердце тоже может отдохнуть и биться помедленнее. Сердце и легкие нуждаются в защите. И они прочно защищены прочной грудной клеткой. Она состоит из ребер. Найдите ее у себя. Сердце человека - оченъ важный орган. Его, как и другие мышцы, необходимо беречь, укреплять и тренировать. - Скажите, каким образом можно тренировать, укреплять сердце? Игра, прогулка, работа на свежем воздухе, занятия спортом, физической культурой, катание на коньках, лыжах, купание, утренняя гимнастика, ходъба и бег укрепляет сердце. Не перегружайте сердце! Частое биение говорит о том, что сердце устало и пора отдохнуть. - Вот и закончилась наша экскурсия. Пора возвращаться в детский сад. Ребята пройдите на свои места.
Заключительная часть. - Я предлагаю вам разгадать кроссворд и найти в нем ключевое слово.
с
к
А
к
А
Л
К А
в
е
л
о
с
и
п
Е
Д
к
о
Н
ь
к
И
Р
Ю
к
3
А
К
п
а
р
а
ш
ю
т
Когда апрель берет свое
И ручейки бегут звеня
Я прыгаю через нее
Ну а она - через меня. (Скакалка)
2. У него два колеса и седло на раме
Две педали есть внизу, крутят их ногами (Велосипед)
3. Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня (Коньки)
4. Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками (Рюкзак)
5. Тучек нет на горизонте
Но раскрылся в небе зонтик (парашют)
- Какое ключевое слово в этом кроссворде?
- Почему важно заниматься спортом? Занятия спортом оченъ полезны для здоровья человека. Спорт помогает стать нам ловкими, быстрыми, сильными, бодрыми, выносливыми.
- Ребята, совсем скоро вы пойдете в школу. И родители, и воспитатели - все мы хотим, чтобы вы прилежно учились, не уставали в школе, были здоровы.
Всегда помните о тех правилах, с которыми вы познакомились на занятиях валеологии :
• Заботиться о своем здоровье и беречь его
• Прислушиваться к своим органам, к своему организму
• Дружить со спортом
• Не забывать и соблюдать правила безопасного поведения.
Пусть ваше здоровье всегда будет крепким.
Литература Образователъная система «Школа 2100» Вахрушев А. А. Кочемасова Е. Е.
«Здравствуй, мир!»/окружающий мир для школъников/
Авдеева Н. Н. «Безопасностъ»/учебное пособие по основам безопасности детей старшего дошкольного возраста/
Шорыгина Т. А. «Осторожные сказки» /Безопасность для малышей/
Зайцев Г. К. Зайцев А. Г. «Твое здоровье. Укрепление организма». С. -Петербург, 1999 год.