анна щетинина
История возникновения русского национального костюма
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 комбинированного вида.
Конспект непосредственной образовательной деятельности ОО «Познание» в подготовительной группе №10.
Тема: «История возникновения русского национального костюма» с интеграцией образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка».
Воспитатель: Щетинина А. А.
2013 год
Публикация «История возникновения русского национального костюма» размещена в разделах
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Конспект непосредственной образовательной деятельности ОО Познание в подготовительной группе.
Тема: «История возникновения русского национального костюма» с интеграцией образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Художественная литература», «Физическая культура», «Художественное творчество».
Цель: Приобщать дошкольников к истории национальной культуры посредством проектной, поисково-исследовательской деятельности.
Программные задачи по областям задачи: Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; Способствовать развитию речи; Воспитывать интерес и уважение к русской литературе.
Образовательная область ОО Коммуникация – развивать словарный запас детей обогащая его названиями русских национальных костюмов, головных уборов; полно и точно отвечать на вопросы.
Образовательная область ОО Музыка – прослушивание аудиозаписи русских народных песен.
Образовательная область ОО Физическая культура – проведение физкультминутки.
Образовательная область ОО Художественное творчество – рисование карандашами и фломастерами национального русского костюма.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами и головными уборами,
-1-
чтение русских народных сказок.
Развивающая среда: Презентация иллюстраций с изображением русских национальных костюмов и головных уборов. Аудиозаписи русских народных песен.
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение демонстрация иллюстраций).
Мотивация: Сюрпризный момент: воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на машине времени.
-2-
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на машине времени.
Тема нашего путешествия: «История русского национального костюма».
Воспитатель: Как вы думаете, когда человек начал носить одежду?
Дети: (много лет назад, очень давно).
Воспитатель: Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека.
В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором. Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или шили в домашних условиях на станке. Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной.
Воспитатель: Подумайте, с чем связано такое название?
Дети: (Оно связано со способом нанесения узора).
Воспитатель: Да действительно это связано со способом нанесения узора. На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня.
-3-
Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. Их носили и бедные и богатые. В холодную зимнюю пору носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста в какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник?
Дети: (Волк и лиса).
Воспитатель: Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках.
Давайте теперь мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка.
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
-4-
Воспитатель: Теперь я вам предлагаю нарисовать «Русский национальный костюм».
Пока ребята выполняют работу звучит русская национальная музыка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие костюмы у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)
Воспитатель: Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что сделано руками доброго мастера.
Воспитатель: Вот такими добрыми мастерами сегодня были и вы.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете как называют людей, которые шьют одежду?
Дети: (Портные, швеи)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и узнали во что одевался русские люди в старину. С тех пор многое изменилось, одежда стала более современной.
Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. И так, мы с
помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте теперь возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Что нового вы узнали о русском национальном костюме?
Дети: (они были сшиты своими руками, простые люди носили костюмы по беднее, а богатые из дорогих тканей).
Воспитатель: ребята какие вы молодцы все сегодня старались и я очень довольна вами.
-5-