КлимоваТатьяна Валерьевна
Конспект занятия «История древнейшего города — Нижнего Новгорода»
Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы
с историей возникновения Нижнего Новгорода
Тема. «История древнейшего города - Нижнего Новгорода».
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения Нижнего Новгорода, с его основателем князем Юрием Всеволодовичем, с образом жизни наших предков; показать географическое расположение города.
2. Развивать память, внимание, связную речь, умение осмысленно отвечать на вопросы.
3. Воспитывать интерес к истории родного города.
Форма организации. Группа детей.
Публикация «Конспект занятия „История древнейшего города — Нижнего Новгорода“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей. Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Предварительная работа. Рассказывание детям легенд о Дятловых горах, об истории возникновения Нижнего Новгорода, прогулки детей с родителями по городу, рассматривание книг и иллюстраций в уголке патриотического воспитания.
Словарная работа. Предки, восточные славяне, князь Юрий Всеволодович, Дятловы горы, крепость, кремль.
Оборудование. Мультимедийная презентация.
Ход занятия
Вступительная беседа
Воспитатель: «Дорогие друзья!
Мы живём в замечательном городе, который славится своими уникальными достопримечательностями на всю страну. Многие туристы стремятся посетить его, чтобы увидеть великолепные архитектурные памятники, величественные сооружения и здания.
Что делает некоторые из этих памятников такими особенными? Всё дело в их возрасте — они были построены много столетий назад. Именно поэтому наш город Нижний Новгород можно по праву назвать городом с богатым историческим прошлым. Хотите узнать, как он появился? Тогда давайте вместе отправимся в захватывающее путешествие в прошлое!»
Просмотр мультимедийной презентации
Воспитатель: «В древности на месте, где сейчас находится наш город, были сплошные леса. Именно здесь наши далёкие предки, восточные славяне, основали свои поселения.
Кто же были эти предки? Это люди, которые жили на этой земле в далёком прошлом.
Что же их привлекло в этом месте? Лес был важной частью жизни людей того времени.
Дидактическая игра «Лес – помощник людей» (дети рассказывают о том, как лес помогает человеку).
Воспитатель: «Для наших далёких предков лес был поистине важным местом. Он был источником множества даров: грибов и ягод, которые можно было употреблять в пищу. Также в лесу обитали животные, на которых люди охотились. Мясо этих животных было основой их рациона, а шкуры и кости использовались для строительства жилищ.
Со временем люди освоили искусство рубки деревьев и выращивания зерна. Они научились изготавливать посуду из глины и дерева, а также шить одежду из шкур и тканей.».
Дидактическое упражнение «Покажи, чем занимались наши предки» (один ребенок имитирует действие, а другие дети его отгадывают).
Рассказ легенды о возникновении Нижнего Новгорода
Воспитатель: «В Древней Руси князья были верными правителями славянских земель, обладая всей полнотой власти и командуя армией.
Однажды князь Юрий Всеволодович, известный как князь Владимирский, отправился в путешествие по Волге, стремясь исследовать новые русские просторы. Его воины сопровождали князя, и во время своего путешествия они достигли места слияния рек Волги и Оки. Юрий Всеволодович приказал своим людям высадиться на берег и внимательно изучить этот удивительный участок земли.
Вскоре они заметили, как по берегу бегут люди из мордовских племён, взволнованные появлением чужеземцев. Они хотели узнать, с какими целями прибыли эти незнакомцы. Мордва была напугана, опасаясь, что визит гостей может принести им вред, и поэтому решила сделать подарки. Они предложили гостям мясо и мёд лесных пчёл.
Двое мальчиков вызвались помочь в этом важном деле. Они верили, что гости не причинят им зла, но, спеша навстречу незнакомцам, забыли о еде. Путь к ним был долгим, и мальчики проголодались. Они начали есть мясо и мёд, но вскоре блюда и кувшин опустели. Мальчики испугались.
Они боялись идти к незнакомцам с пустыми руками, опасаясь, что их соплеменники будут стыдить их. Тогда они решили взять с собой землю и налить в кувшин воду.
Как вы думаете, что подумал князь Юрий Всеволодович, когда увидел эти дары? Князь был очень рад, ведь он понимал, что жители этого места делятся с ним своей землей и водой.
Со временем на этом месте был построен город, который получил название Нижний Новгород.».
Решение проблемной ситуации
Воспитатель: «Почему князь Юрий Всеволодович решил построить город на слиянии рек?» (Ответы детей).
Воспитатель: «Это место было удобным, чтобы следить за людьми и предметами, которые плыли по реке. Так можно было заранее узнать, если появится враг.
Жить рядом с рекой было хорошо. Вода нужна, чтобы пить, готовить еду, ухаживать за животными и перевозить вещи.».
Физкультминутка
Как приятно в речке плавать.
(плавательные движения)
Берег слева, берег справа,
(повороты влево – вправо)
Речка лентой впереди,
(потягивания – руки вперед)
Сверху мостик – погляди.
(потягивания – руки вверх)
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами?
(плавательные движения)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
(повороты вправо – влево)
Мы из речки вылезаем
И на травке отдыхаем.
(ходьба на месте)
Воспитатель: «Нижний Новгород расположен на возвышенностях, которые именуются Дятловыми горами. Эти возвышенности находятся на правом берегу рек Оки и Волги, где они сливаются.».
Рассказывание детьми легенд о Дятловых горах
Воспитатель: «Ребята, какие легенды вы знаете о Дятловых горах. Расскажите их нам».
Воспитатель: «В те далёкие времена жизнь была полна опасностей, и люди часто сталкивались с угрозой нападения врагов. Чтобы защитить себя, они строили укрепления, окружая свои жилища высокими стенами.
На Дятловых горах по приказу князя Юрия Всеволодовича была возведена деревянная крепость, которая стала надёжным убежищем для города. Эта крепость — Нижегородский кремль.».
Дидактическое упражнение «Найди Нижегородский кремль на картинке»
Воспитатель: «Среди множества кремлей попробуйте найти Нижегородский кремль. Объясните свой выбор».
Воспитатель: «В древности на Руси было множество городов с похожими названиями: Великий Новгород, Волынский Новгород, Северский Новгород. Нижний Новгород получил своё название благодаря тому, что он был самым нижним из русских городов на Волге и самым нижним поселением на Оке.».
Дидактическое упражнение «Найди Нижний Новгород»
Воспитатель: «Среди множества картинок с изображением разных городов попробуйте найти наш родной город Нижний Новгород. Объясните свой выбор».
Чтение стихотворения
Там, где в Волгу Ока,
Нашей Руси река,
Свои тихие воды вливает
И весенней порой
Быстротечной волной
Далеко берега заливает.
Там врагам всем на страх,
На высоких горах
Нижний Новгород был заложен.
Там, где Волга сходится с Окой,
И поля обширные видны,
Расположен Нижний Новгород –
Город древней старины.
Подведение итога
Воспитатель: «Дорогие друзья, наше путешествие в прошлое завершилось. Мы снова в нашем настоящем времени.
Позвольте спросить вас: какие открытия вы сделали во время этого удивительного путешествия? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Какую информацию вы хотели бы передать своим близким?».