юлия кашинцева
Исправление грамматических ошибок у детей дошкольного возраста. Советы педагогам и родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Грамматическая ошибка – ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы : словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Причины грамматических ошибок у детей
Общие психофизиологические закономерности развития ребенка (особенности памяти, внимания, мышления)
Трудности овладения грамматическим строем языка (морфология, словообразование, синтаксис)
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Запас знаний об окружающем мире и объем словаря
Состояние речевого аппарата и развитие фонематического восприятия
Неблагоприятная речевая среда (грамматически неправильная речь окружающих людей)
Педагогическая запущенность (не исправление грамматических ошибок в речи детей)
Исправляем ошибки в речи правильно
(Методика исправления ошибок разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич).
Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, различать, как надо говорить правильно.
Важно:
Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что взрослый, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», – подтверждает взрослый.
Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово, подумай, как изменить его правильно». Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа – матрешек, ботинок, варежек). В детском саду образцом может быть пример правильной речи одного из детей.
При исправлении не следует быть навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, эмоциональное состояние ребенка, быть внимательными и чуткими собеседниками.
Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.