Ирина Колесникова
Использование элементарных опытов и экспериментов на занятиях по математике
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементарных опытов и экспериментов на занятиях по математике.
Математика дает огромные возможности для развития мышления дошкольников. Но, часто, методы обучения основам математики в детском саду реализуют не все возможности развивающего обучения, не всегда соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Учителя в начальной школе часто жалуются, что математика трудно дается первоклассникам и поэтому становится нелюбимым предметом. Для воспитания у дошкольников интереса к математике необходимо использовать такие эффективные методы и приемы как, проблемные ситуации, игры с занимательным материалом, моделирование, элементарные опыты.
Публикация «Использование элементарных опытов и экспериментов на занятиях по математике» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Почему же одним из приоритетных методов мы называем элементарную экспериментальную деятельность? Задача данной деятельности получение новых сведений о предмете, проверка его свойств, подтверждение или опровержение каких-либо предположений. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, необычного, что и способствует формированию стойкого интереса, как к экспериментальной деятельности, так и к получению математических знаний, воспитанию любознательности. Эта деятельность не задается взрослыми заранее в виде той или иной схемы, а строится самими дошкольниками по мере получения новых сведений об объекте. По мере получения этих сведений ребенок ставит перед собой более усложненные цели и пытается их реализовать. Для этого ему требуются новые способы преобразования объекта. А их поиск идет путем преобразования старых способов, их комбинирования, перестройки, поэтому пробы и ошибки – важнейший компонент детского экспериментирования. В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь ошибочности действий, что является важнейшим методом в развитии детского мышления.
На занятиях по математике можно всегда найти место элементарным опытам : переливание воды из бутылок разной формы на определение объема жидкости, взвешивание твердых и сыпучих тел на определение массы, опыты с магнитами, временными промежутками и т. д. К экспериментированию относятся также широко известные игры-головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сложи узор» и др. Опыт работы педагогов нашего ДОУ по использованию элементарных опытов на занятиях по математике показывает, что новизна умственной задачи, наглядного материала, его занимательность и наличие проблемной ситуации положительно влияет на развитие мышления детей и их интеллектуальных способностей и на формирование положительного интереса к математике, что очень важно для будущих первоклассников.
Занятие по математике в подготовительной группе
«Незнайка летит на Луну»
Программные задачи:
1. Учить детей использовать разные способы проверки предположений, проводить простейшие опыты и эксперименты и делать выводы на основе полученных результатов.
2. Упражнять детей в счете, в решении задач в стихах, в знании цифр.
3. Закреплять умение составлять фигуры из отдельных частей и с помощью комбинирования, ориентируюсь на образец.
4. Развивать логическое мышление, память, воспитывать интерес к математике.
Материалы и оборудование :
Чертежи ракеты на каждого, карандаши, карта, губка, гуашь, магниты и мелкие предметы (железные и нежелезные, бумажные вертолеты, скрепки, мягкие игрушки (гусь, лиса, заяц, игра «Танграм» на 2 детей.
Предварительная работа: чтение повести или просматривание мультфильма Н. Носова «Незнайка на луне»
Ход занятия.
Дети сидят за столами расставленными полукругом. В группу вбегает Незнайка с большим мешком.
Незнайка: Ой, здравствуйте, здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. Куда это ты собрался?
Н. Да на Луну! Вы же знаете у меня там друзья остались. Вот проведать их решил. Но, боюсь, знаний у меня маловато до Луны долететь. Кто бы мне помог?
В. А давайте, ребята, мы Незнайке поможем?
Н. Вы? Да вы еще маленькие. Ничего не знаете, ничего не умеете.
В. Нет, Незнайка, это ты зря. Мы с ребятами каждый день к школе готовимся, уже и цифры знаем и буквы и многое другое.
Н. А вот я вас сейчас проверю. Мне Знайка недавно задачи задавал. Ох и трудные! Я еле решил. А чтобы труднее вам было, вы ответы не кричите, а цифры правильные поднимайте.
Задачи.
1. Пять ребят в футбол играли
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает:
Сколько их теперь играет?
2. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели
Кто считать, ребята, ловок
Сколько съедено морковок?
3. У бабушки Даши есть:
внучка Маша,
кот Пушок, собака Дружок,
корова Зорька и поросенок Борька.
Сколько у бабушки животных?
Н. Молодцы! Не ожидал, что вы такие умные. Ну ладно, помогите мне к полету подготовиться. Вот моя первая трудность:
Придумал я сам корабль межпланетный,
Чертил чертежи в обстановке секретной.
Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,
Зашифровал в чертеже все детали.
А вы, мне, друзья, теперь помогите,
По цифрам чертеж корабля начертите.
(детям предлагается соединить цифры по порядку от 1 до10, получается контур ракеты)
В. Незнайка, по-моему, твоей ракете чего-то не хватает. Как вы думаете, ребята? (иллюминаторов) Я вам предлагаю нарисовать иллюминаторы, но чтобы из было больше одного, но меньше трех. Сколько надо нарисовать иллюминаторов?
Н. Ух ты, какая ракета получилась! Даже не верится, что это я сам придумал. Полечу, полечу на Луну! У меня и карта пути есть. (показывает лист бумаги)
В. Где же твоя карта, я вижу чистый лист?
Н. Это опять Знайкины штучки! Засекретил карту! Или волшебство какое?
В. Кажется я догадалась. Нет здесь никакого волшебства. Эта карта просто нарисована восковой свечкой на белом листе. Мы сейчас проведем эксперимент. Предлагаю закрасить эту карту обычными красками и посмотреть, что получится. (дети закрашивают лист с помощью поролоновой губки и проступает рисунок) Вот и карта. Смотрите ребята: этот кружок побольше обозначает нашу планету Земля, а кружок поменьше это Луна, наш спутник. Ракета полетит от Земли к Луне.
Н. Ага, полетит! А вдруг да мимо пролетит и прямо в открытый космос?
В. Нет, Незнайка. Если правильно рассчитать полет, твоя ракета обязательно прилуниться на Луне. Ведь Луна обладает притяжением.
Н. Это как?
В. Как магнит.
Н. А магнит все притягивает?
В. Чтобы ответить на твой вопрос, ребята проведут опыты с магнитом. Сейчас мы выясним, что притягивает магнит. На подносе лежат различные металлические и неметаллические мелкие предметы. Дети проверяют, какие из них притягивает магнит и раскладываю по двум емкостям. Делают вывод, что магнит способен притягивать только железные предметы.
Н. Ну ракета ведь из железа сделана, значит, Луна ее притянет.
Ой, ребята, наверное вы устали? А я специально про лунатиков зарядку знаю.
Физминутка: (повторить 2-3 раза)
10 лунатиков сидели на Луне пружинка, руки вверх
10 лунатиков ворочались во сне. повороты туловища, руки на поясе
10 лунатиков свалились с Луны, резкий наклон туловища вниз
Встали, отряхнулись и дальше пошли выпрямиться, потрясти кистями рук, шаг на месте
В. Незнайка, а что это у тебя за большой мешок?
Н. Это я своим друзьям, лунатикам, наших земных зверей и птиц в подарок везу. Вот заяц, белка, гусь и еще разные есть.
В. Это очень большой груз. Из-за перегрузки ракета не сможет взлететь.
Н. А я ее спрашивать буду? Должна лететь и все!
В. Нет, Незнайка. Сил ракетного двигателя может не хватить и ракета с лишним грузом упадет обратно на Землю. Если не веришь, мы тебе еще один опыт покажем. Предлагаю вам, ребята, запустить два бумажных вертолета. На первый мы прикрепит одну скрепку, а на второй – три скрепки. Где груз тяжелее? Какой вертолет быстрей упадет на землю? Давайте проверим. (выполняют опыт, делают выводы) Видишь, Незнайка, как тяжесть груза влияет на полет Упадет твоя ракета обратно.
Н. Что же делать? На Луне таких зверей нет. Хотел в подарок привезти.
В. Мы с ребятами тебе и тут поможем. У нас есть конверты с игрой «Танграм». Я предлагаю вам собрать для Незнайки зверей из геометрических фигур. Вот вам образцы зверей. Вы внимательно их рассмотрите, выберите тех, кто вам понравится и приступайте к работе. (задание выполняет каждый индивидуально)
В. вот видишь, Незнайка, наши звери не хуже настоящих и весят мало, потому, что они бумажные. Можешь смело их в полет брать. Еще проблемы у тебя есть?
Н. Ну, кажется, нет. Большое спасибо вам, ребята! Вы мне очень здорово помогли к полету подготовиться. Я вам, когда обратно вернусь, все-все о своем путешествии расскажу. А пока прощаюсь с вами.
В. До свидания, Незнайка. Передавай привет от нас своим лунатикам.