Валентина Платонова
Использование экомодулей в работе с дошкольниками
▼ Скачать
В природе ничто не возникает мгновенно и ничто не появляется в свет в совершенно готовом виде.
Александр Герцен
В настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем является проблема экологического образования подрастающего поколения. Этот вопрос достаточно остро рассматривается как за рубежом, так и в России.
В начале третьего тысячелетия человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой. При рассмотрении психологических аспектов взаимодействия человека с природой возникает острая проблема, лежащая не столько в области новых открытий и разработке современных технологий, сколько в изменении поведения человека.
Публикация «Использование экомодулей в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Вся предшествующая история развития человеческого знания была связана с потребностью общества в познании и преобразовании окружающей действительности. Но этот подход оказался несостоятельным.
На смену прежней установке возникла необходимость принципиально нового подхода - осознание природы и общества как функционально равных частей единого целого. Он требует постоянного соотнесения действий окружающей среды, учета законов природы и ее естественных процессов. Только при соблюдении этих условий возможно развитие природы и общества как единого целого.
Естественное следствие нового подхода - это понимание того, что целью образования, обучения, воспитания и развития подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением, мировоззрением, новой экологической культурой.
Спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей ответственности за судьбу своего общего дома - планеты Земля.
Поскольку ответственное отношение - это сложное комплексное образование, сформировать его невозможно без обновления всей учебно-воспитательной работы во всех типах учебных заведений.
Таким образом, экологическая ситуация, сложившаяся в стране и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе, несущие угрозу жизни человеческой цивилизации вызвали необходимость экологического образования как обязательной составной части общеобразовательной подготовки подрастающего поколения.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья и поведения. Культура здоровья предполагает не «накопительство» полезных, важных знаний, не «собирательство» руководств и рекомендаций для расширения общего кругозора. Она предполагает активное использование почерпнутых знаний, умение применить их в каждодневной практике.
Для этого воспитателю, необходимо: понять условия, в которых мы живем, знать характеристики окружающей и развивающей среды; разумно соотнести себя объективным миром вокруг, чтобы наилучшим образом войти в него без ненужных и болезненных потерь; не забывать, что здоровье во многом зависит от здорового образа жизни, от правильного отношения к труду, общественной деятельности, отдыху, быту.
Исходя из этого, эколого-развивающая среда - это среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
Данная проблема достаточно актуальна на сегодняшний день, что и побудило нас провести целенаправленную работу по изучению организации эколого-развивающей среды в ДОУ.
В основе экологического воспитания и образования лежат адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Передача экологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Условно выделяются четыре группы методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности. Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ - главный метод экологического воспитания и образования детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений.
Отслеживание объектов - результатов выращивания - позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивать их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений и животных. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью.
Метод отраженной природы занимает значительное место в системе экологического образования и воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений, предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает: природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное. Не только сама природа, отраженная различными способами в предметах и произведениях искусства, но и деятельность людей, их создающих, становятся центром внимания дошкольников. Одним из вариантов «метода отраженной природы» являются игровые обучающие ситуации, которые воспитатель включает в разные формы экологической работы с детьми.
Дети усваивают, что механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора. Дети знакомятся с группами живых организмов, у них формируются первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. Также вносится понимание единства в многообразие форм живой природы - дается представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др.
Наши дети растут и воспитываются в условиях города и не все имеют возможность выехать в деревню, лес, на речку, пруд и т. д. Для того чтобы показать видовое разнообразие природного окружения человек создал экологические модули для городских жителей: парки, скверы, искусственные водоемы и т. д.
Для этой же цели в ДОУ созданы различные экологические модули, как на территории, так и в групповых комнатах:
- Альпийская горка - традиционный элемент развивающей предметной среды. Она оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает эстетические чувства, любознательность, воспитывает ответственность за живых существ. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности в процессе ухода за ними. Кроме того, цветущие растения привлекают многих насекомых, таким образом, появляются дополнительные объекты для наблюдения.
- Искусственно созданный миниатюрный пруд позволяет детям познакомиться с растениями, которые произрастают по его берегам, с обитателями: насекомыми и птицами.
- Огород на окне создает необходимые условия для посадки, наблюдения и ухода за овощными культурами.
- Уголок леса, состоящий из пенька дерева, куста папоротника на его срезе, лежащего оленя, ежиной семейки, различных насекомых на стволе дает нашим воспитанникам представление о лесе и его обитателях. В то же время этот модуль предполагает трудовые действия: полив растения, вытирание пыли с оленя и насекомых.
- Экомодуль «Лебединое озеро» отражает пару лебедей, вырезанных из автомобильных шин, озеро, созданное из голубых незабудок. Данный модуль придает групповому участку красоту, позволяет показать лебединую верность: пара лебедей очень привязана друг к другу. Также «Лебединое озеро» дает возможность дошкольникам понять, что лебедям для жизни необходима вода.
В дошкольном учреждении созданы многочисленные экомодули : «Поляна сказок» с курочкой рябой и ее золотым яичком, корягой со ступой и бабой Ягой, Дюймовочкой, уплывающей в кувшинке от жаб, кувшином с разлитым молоком, уголками леса на участках с макетами животных, скульптурами грибов и многое другое.
Таким образом, ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.