елена пахомова
Использование традиций народа Саха в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование традиций народа Саха в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Руководитель проекта: Пахомова Елена Ивановна, методист ЧДС (ЦУП) "Белоснежка" г. Якутск
Формирование социально активной личности в сочетании с высокими нравственными качествами всегда занимает приоритетное значение в вопросах воспитания каждого народа
Публикация «Использование традиций народа Саха в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Именно в раннем возрасте закладываются базовые качества личности ребенка, его отношение к предметному миру, к окружающим людям, к себе, формируются привязанности, формы поведения, свидетельствующие о развитии самосознания, усваиваются нравственные нормы. Это важный период становление личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. И происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды- местными историко-культурными, национальными особенностями
Срок реализации проекта– 1 год (сентябрь 2020 года – май 2021 года).
Тип подпроекта - практико-ориентированный (прикладной, познавательный
Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие всех участников образовательного процесса.
Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело. Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.
Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении.
Воспитание дошкольников на традициях народной педагогики способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что "воспитание существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ". И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Исследователи народной педагогике Ушинский К. Д., Макаренко А. С., Сухомлинский В. А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики которые обогащают и дополняют нас.
Актуальность проекта обусловлена тем, что в нашей республике нарушено духовное единство общества, все больше меняются жизненные приоритеты подрастающего поколения, происходит разрушение ценностей старшего поколения, и даже деформация традиционных для республики моральных норм и нравственных установок. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной Якутии характерны процессы возрождения традиционной культуры, оживления традиций и духовных основ жизни народа. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, духовность и др.).
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. ФГОС ДО определяет целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания :
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в игре, общении;
- ребёнок обладает развитым воображением;
- ребёнок проявляет любознательность;
- ребёнок уверен в себе, в своих силах, открыт внешнему миру.
Народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания.
Проблема:
У современных детей мало знаний и представлений о родной республике, о людях разных национальностей, живущих в ней, об их культуре и традициях.
В кризисные моменты общество всегда обращается к опыту прошлых поколений. В нашей многонациональной республике приобщение детей с малого возраста к истокам национальной культуры народа Саха стоит особо остро. Современный родитель загружен работой, нехваткой времени для дома, семьи, ребенка, что не может не сказаться на духовно-нравственном становлении Человека и гражданина. Родители и дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушно относятся к близким своим, сверстникам, редко сострадают чужому горю. Мы стоим перед фактом обесценивания духовно- нравственных, культурно исторических, семейных ценностей,
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, формировать начальные ростки чувства Родины, принадлежности к своему народу. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Поэтому, все, что усвоено в этот период жизни, оказываются наиболее прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности ребенка.
Цель проекта– разработка и апробация педагогических условий воспитания на основе народных традиций и якутской национальной культуры детей дошкольного возраста в ЧДС.
Задачи:
• воспитывать интерес детей к познанию народных традиций и якутской национальной культуры.
• развивать умения отражать полученные знания о национальной культуре в специально созданной обстановке (игра, театр, музыкально-литературные импровизации, музей).
• развивать творческие способности детей, через знакомство с национальным народным творчеством.
• вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, побуждая интерес к познанию своих умений и сотрудничеству с ребенком.
• просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества: ребенок-педагог-родитель.
• воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице, в гостях, в музее.
Методы работы с детьми:
1. словесный;
2. наглядный;
3. практически-исследовательский;
4. поисковый;
5. игровой.
Планирование деятельности педагог:
- проводит анкетирование родителей для выявления их отношения к воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
-обработка результатов анкетирования родителей по духовно-нравственному воспитанию;
- изучает литературу, интернет ресурсы (факты из истории и т. д.);
- составляет проект по линиям развития посвященный изучению истории возникновения Республики Саха (Якутия); о происхождении города, географическом расположении, климате и т. д. ; знакомит детей с культурой, языком, традициями, национальными обрядами;
-использует ИКТ;
- подбирает методический и наглядный материал;
-организует выставку творческих работ детей;
-оформляет группу в соответствии с выбранной темой проекта;
-привлекает родителей к поиску и оформлению проекта.
Дети:
- знакомятся с дидактическими и наглядными материалами;
- участвуют в продуктивной, поисковой и игровой деятельности;
- принимают совместное участие с родителями в досуговых мероприятиях;
- знакомятся с художественной литературой;
- ищут с родителями материал по теме проекта.
Материалы:
Дидактические, наглядные пособия (карты, атласы, картинки, музыка, видео и т. д., современные средства ИКТ, научная, художественная литература, материалы.
Гипотеза проекта: приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если:
- реализовано продуктивное взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель" в процессе приобщения детей к национальным традициям;
- организован процесс ознакомления с якутской национальной культурой в комплексе дополнительного образования, занятий, свободной деятельности, игры;
- достигнуты такие результаты, как приобретение представлений о традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.
Практическая значимость проекта состоит в разработке дидактических средств и методов приобщения дошкольников к народным традициям и национальной культуре народов РС (Я, которая использована в работе ЧДС.
Апробация и внедрение результатов осуществляется путем выступления на родительских собраниях, на педагогических советах ЧДС «Белоснежка» г. Якутска, образовательный проект направлен на духовно-нравственное воспитание дошкольников с использованием народных традиций в образовательный процессе ЧДС «Белоснежка».
Задачи участников проекта
Воспитатели Помощники воспитателей Родители Дети
- Создать методическое обеспечение проекта; развитие предметно- развивающей среды; Стимулировать творческую и познавательную активность родителей через совместные мероприятия
Формировать у родителей интерес к национальной культуре народа Саха;
Разработать план
Развивать творческую активность. Осознание своей причастности и ответственности к воспитательно- развивающей работе с детьми.
Испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов участников проекта. Интерес к духовным и нравственным ценностям народа Саха.
Повышение педагогической культуры.
Развитие познавательной активности, творческих способностей;
Стать непосредственными участниками жизни группы:
Развитие интереса, любознательности и познавательной мотивации;
Формирование первичных представлений о себе, о других людях;
дать испытать удовлетворение от совместной деятельности с родителями.
Интеграция образовательных областей
Содержание Задачи
Физическое развитие Якутские подвижные игры, наст. Игры, малоподвижные игры, пальчиковая гимнастика; совершенствование основных видов движений - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
Удовлетворение потребности в двигательной активности
Познавательное развитие Беседы. Показ картин,
Чтение, слушание стихов.
Чтение сказок и рассказов.
Рассматривание иллюстраций, картин, утвари, предметов быта, якутских мультфильмов. нац. одежды, украшений. Развивать познавательный интерес, любознательность к окружающему миру.
Развивать воображение, творческую активность, фантазию;
Расширять кругозор
Речевое развитие Беседы.
Совместное чтение потешек, прибауток
Чтение и слушание стихотворений
Знакомство с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике Совершенствовать речевые навыки общения
Обогащение эмоционально- чувственного восприятии я через знакомство с художественной литературой
Развитие желания участвовать в инсценировках, драматизациях сказок и литературных произведений
Художественно- эстетическое развитие Беседы, рисование. ручной труд, совместная работа с родителями, воспитателями Подготовка, развитие предметно- развивающей среды по теме проекта совместными усилиями участников, Вовлекать детей и родителей в совместные виды деятельности.
Развивать творческие способности, активность.
Развивать ручную умелость;
Воспитывать чувство коллективизма; формировать чувство эмоциональной удовлетворенности от проделанной работы.
Социально- коммуникативное развитие Игровые ситуации.
Рассматривание картин. Подвижные и малоподвижные, речевые, дидактические игры, хороводы Формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Стимулировать позитивные установки к различным видам деятельности;
Развитие навыков совместной деятельности.
Этапы проекта
Организационно- подготовительный
1-30 августа Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта
Анкетирование родителей. Подбор и систематизация материала для работы с детьми и родителями. Поиск занимательной художественной литературы для чтения, слайдов, видеофильмов, мультфильмов, информационных справок, аудиозаписи.
Создание образцов для творческих работ.
Размещение информационного материала по теме проекта. Родительское собрание.
Практический (основной)
С 1-го сентября по 15мая Оформление информации для участников проекта. Занятия, итоговые мероприятия. Народные настольные, дидактические, подвижные игры. Физминутки, пальчиковые игры.
Чтение, заучивание стихов и песен.
Организованная образовательная деятельность (1 раз в неделю)
Слушание музыки, аудиозаписи, народного устного творчества Обогащение предметно- развивающей среды, обеспечение наглядным, демонстрационным материалом; создание д/игр, изготовление атрибутов для мероприятий. Кружковая работа.
Работа с родителями
Оформление творческих работ. Проведение итоговых мероприятий по темам. Выставка творческих работ родителей
Заключительный
15-30 мая Активное участие всех участников проекта на нац. праздник ыьыах. Анкетирование родителей. Подведение итогов проекта. Родительское собрание. Стимулирование наиболее активных семей, заинтересованных воспитанием и развитием своих детей, нац. культурой народа Саха.
Ожидаемый результат
Воспитатели Помощники воспитателей Родители Дети
Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий
(метод проектов). Распространение педагогического опыта. Дальнейшее активное участие в жизни группы.
Повышение заинтересованности вопросами воспитания и развития детей.
Повышение педагогической компетентности Повышение интереса к нац. культуре народа Саха
Обеспечение преемственности поколений, передача духовных и материальных ценностей
Приобретение знаний и практических навыков при взаимодействии с другими родителями. Участие становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы Систематизация знаний о человеке и его деятельности, формирование основ нравственного поведения.
Формирование позиции «Я в обществе». Формирование базовых представлений о социокультурных ценностях народа Саха.
Используемая литература :
1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы: монография. - СПб. : Издательство «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009.
2. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника.
3. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать. Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.
4. Лыкова И. А. Художественное творчество.
5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.
6. “Нюргун Боотур Стремительный”- эпос-олонхо Платона Ойунского перевод на русский язык Владимира Державина. 1982 г.
7. Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении
8. Филиппова Н. И., Флегонтова У. М. Результаты мониторинговых исследований «Олонхо и современные дети» // Иитии кыьата. - 2011.
9. Андросова Н. П. Якутия: детская энциклопедия. - Якутск: Бичик, 2015.
10. Киричек Е. А., Проснякова Т. Н. Край, в котором я живу. Моя Якутия. -АСТ_ПРЕСС ШКОЛА, 2016.
11. Пестерев В. И. По родному краю. Бичик, 2014.
12. Андросова Ю. В., Александрова Н. П., Олонхо в игровой деятельности. Бичик,2013.
13. Андреева Р. П., Иванова А. Н., Оhуор ойуута, Бичик 2013.