Альбина Петрова
Использование счетных палочек Х. Кюизенера для обучения детей математике в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок по своей природе- исследователь,экспериментатор. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открывать причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуёмную любознательность помогут игры исследования.
Публикация «Использование счетных палочек Х, Кюизенера для обучения детей математике в дошкольных учреждениях» размещена в разделах
Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьенеша, "Лего", счетные палочки Х. Кюизенера и др. ,расширяя горизонты мирового образовательного пространства.
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений широко используется палочки бельгийского математика Х. Кюизенера, рекомендованные для обучения математики.
Палочки Кюизенера- это набор цветных палочек или полосок сечением 1 см и длиной 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10см.
Цветные палочки позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Палочки Кюизенера доступны для работы с детьми старше трёх лет.
Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.
Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения.
Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. дети играют с ними, как с обыкновенными палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала-цвет, размер, форма.
Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочки, одинаковость сечения и др.
В ходе игровых заданий дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке в пространстве и времени.
В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека и т. д.) С помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление.
Задания и упражнения с "палочками"воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Игры и занятия с объемными палочками доставят детям интеллектуальные
удовольствия. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии- это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний.
Примерные игры и задания для детей дошкольного возраста. Например:
1. "Заборчик". В игре проявляются два отношения эквивалентности :" быть одинакового цвета и быть одной и той же длины".
2. "Зоопарк" (соответствие по размеру). Дети выстраивают вольеры для животных разных размеров (высоты). Клетки получаются не только разной высоты, но и разного цвета.
3. "Жмурки" ( отношения эквивалентности: длина и цвет). Игра заключается в том, что дети с закрытыми глазами подбирают к выбранной палочке такой же длины палочку, убеждаясь, что палочки одинаковой длины имеют один и тот же цвет.
4. "Построим мост" (в соответствии с шириной реки, закрепляется высказывание: все палочки одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот.
5. " Разноцветные вагончики" (соответствие между цветом, длиной и числом). Воспитатель подводит детей к выводу : цвет- это число,число-это цвет. Дети узнают, что чем длиннее палочки, тем число больше. Игру "Разноцветные вагончики" можно провести в разных вариантах:
- Чередование цветов и чисел. Например, красный-синий, синий-красный(4-9,9-4).
- Элементы комбинаторики (перестановки).Сколько вагонов можно построить их трех вагонов разного цвета (красного, фиолетового, вишневого? Получается 6 комбинаций. Это упражнение помогает сделать открытие: как бы не переставлялись вагоны, длина сохраняется.
- Игры на сложение и вычитание Например:Возьмите фиолетовую полоску, прибавьте к ней розовую и т. п.
- Подберите третью палочку так, чтобы вместе с фиолетовой они были равные вишневой по длине (на вычитание)
Создавая разные цветные коврики обучаем составу чисел первого десятка.
Палочки Кюизенера можно использовать и при освоении детьми деления целого на части. Например: Возьмите палочку "2", разделите ее на две равные части. Сколько белых палочек в числе "два"?
Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что счетные палочки Кюизенера способствуют развитию у детей не только математических представлений, но и развития творчества, воображения, мышления, фантазии, наглядно-действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания, конструкторских способностей!