Папки-передвижки

Использование проектной технологии обучения на педагогической практике

Евгения Косогорова
Использование проектной технологии обучения на педагогической практике
▼ Скачать + Заказать документы

Проект (от латинского «брошенный вперед») – план, предположение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс.

Учебный проект – комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно (индивидуально, в парах, группах) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Публикация «Использование проектной технологии обучения на педагогической практике» размещена в разделах

Использование проектной методики дает возможность студентам больше работать самостоятельно, развивать свои творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве и умении работать коллективно, также имеет возможности для индивидуальной творческой самореализации, содействует приобретению конкретного практического опыта.

Фрицко Ж. С. выделил следующие принципы, которыми нужно руководствоваться при использовании данного метода :

1. Погружение в среду (посещение педагогической практики, применение полученных знаний и умений на учебных занятиях);

2. Учимся учиться (самостоятельный поиск и отбор информации по изучаемой проблеме);

3. Переживание проекта (обеспечивается не только поверхностное ознакомление с сущностью проектной методики, но и самостоятельное поэтапное выполнение всего проекта, студенты определяют этапы своей работы и график прохождения, то есть учатся планировать и проектировать свою деятельность);

4. Раздвоение личности (я-учитель, я-ученик) – взглянуть на каждый этап проекта глазами учащегося и педагога, осознать роль каждого (установление субъект-субъектных отношений);

5. Групповая работа, сменное лидерство (предполагает развитие навыков сотрудничества, взаимопомощи и контроля, осознание своей роли в группе).

Организация проекта предполагает следующие этапы (Колесник О. Г., Капитанец П. Н.) :

А. Подготовительный этап – разработка самого проекта.

1. Этап мотивации, цель которого – вызвать интерес к обсуждаемой проблеме (предъявление ситуаций, которые содержат в себе противоречия).

2. Этап информационного обеспечения, где дается возможность познакомиться с информацией по вопросу.

3. Этап первичной обработки информации (личностный). Первичный анализ материала согласно опыту, знаний и интересам студентов.

4. Этап первичной обработки информации (коллективный). Происходит формирование по интересам. Группа выбирает одно задание, при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый самостоятельно выполняет какой-либо участок работы в проекте.

5. Этап вторичной обработки информации (в группах0. Выявление противоречий, обмен информацией, корректировка плана, уточнение темы, обобщение.

6. Этап дополнения информации. Необходимо сопоставить имеющиеся знания и новую информацию. Появляются материалы проблемного характера, может быть ломка стереотипов.

Б. Обсуждение способов оформления конечных результатов.

В. Презентация результатов с элементами творческого отчета.

Защита проектов, где необходимо отстоять свою точку зрения, признать ошибки, исправить их, выработать понимание проблемы.

Итак, проект – результат труда и большой творческой, исследовательской работы не только отдельного студента, но и группы студентов.

Метод проекта может быть успешно использован на педагогической практике. Это объясняется тем, что студенты планируя день практики, так или иначе, прибегают к его проектированию.

На младших курсах целесообразнее применение проектной технологии при продумывании отдельных режимных процессов (например, умывание, подготовка к прогулке, развлечение, а на старших – «тематического дня», когда вся деятельность студентов подчинена единому замыслу, все мероприятия объединены одним сюжетом, целью.

Первоначально студентам необходимо давать вопросы, направляющие их деятельность (т. е. педагог предлагает некий алгоритм действий, затем студенты самостоятельно определяют степень значимости информации, ее возможности в практической деятельности.

Рассмотрим на примере продумывание, организацию и анализ процесса умывания на педагогической практике, с использованием метода проекта.

Итак, сначала можно предложить студентам наблюдение и анализ процесса умывания дошкольников (на младших курсах предложить или совместно сформулировать вопросы, критерии для наблюдения и анализа, на старших – предложить их выделить самостоятельно с помощью программы). Определить наличный уровень сформированности навыка, соотнести с возрастной нормой, сделать выводы по поводу их соответствия, предположить причины их соответствия или несоответствия (отсутствие системы работы с дошкольниками, индивидуальные особенности детей, несоответствие выбранных методов и приемов работы с детьми и т. д.).

Т. о., подводим студентов к пониманию необходимости работы в этом направлении, т. е. мотивируем к дальнейшей педагогической деятельности.

Затем предложить студентам самостоятельно найти информацию, изучить ее. На младших курсах возможно указание примерной литературы (учебники по педагогике, гигиене, журнальные статьи, образовательные программы, алгоритма работы с ней (в чем смысл данного процесса, каковы особенности его организации в каждой возрастной группе, в чем заключается подготовка воспитателя, каковы методы работы с дошкольниками, выделение наиболее рациональных методов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников и т. д.).

Эту работу можно организовать как индивидуально, так и в парах. В первом случае студент ведет диалог сам с собой, с литературой; во втором случае появляется возможность обсуждения, совместного поиска и анализа предложенной проблемы, где каждый может подать какую-либо идею, доказать свою точку зрения (т. е. учатся не только говорить, предполагать, но и слушать и слышать).

Далее студенты делают предположение об успешности использования тех или иных методов в работе с дошкольниками по воспитанию КГН – умывания. Выделяют условия, при которых они будут наиболее эффективны, предполагают факторы, которые могут негативно сказаться на процессе формирования данного навыка, а, значит, продумывают приемы их устранения.

Данный этап работы завершается составлением плана (перспективного и календарного) по воспитанию данного КГН (включая и разработку рекомендаций для воспитателей и родителей).

Следующий этап в работе студентов – это реализация плана. Результатом чего должно стать умозаключение о его реальности, целесообразности, правильности подбора методов работы с детьми, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям, уровню сформированности навыка и т. д. Это возможно, если студенты будут по прошествии своей работы давать рефлексивный анализ: на младших курсах можно предложить вопросы, дающие направление мысли студентов; на старших – формируют их самостоятельно. В этом случае можно проследить логику их работы, а, следовательно, внести некоторые коррективы.

Завершается работа защитой плана, отчетом о проделанной работе (что получилось или не получилось, каковы причины). Она может сопровождаться схемами, графиками, демонстрационными работами и т. д. Далее идет обсуждение плана в группах, когда студент отстаивает свою позицию, предлагает интересные варианты решения проблемных ситуаций, с которыми он столкнулся в практической деятельности; ему даются предложения для совершенствования своей работы.

Итак, мы видим, что метод проекта может быть и должен использоваться на педагогической практике. Он побуждает к поиску, самостоятельности, творчеству. Обеспечивает закрепление теоретических знаний, их применение на практике.

Публикации по теме:

Нетрадиционное оздоровление по системе Хатха-йога Перспективное планирование на год. Комплекс поз хатха-йоги для детей старшего дошкольного возраста в течение года (2-3 раза в неделю)..

Проектная деятельность «Лаборатория опытов»Проектная деятельность «Лаборатория опытов» Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проектной технологии обучения на педагогической практике
Опубликовано: 19 декабря 2014 в 13:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование проектной технологии обучения на педагогической практике» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Косогорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД