Юлия Поликарпова
Использование педагогами ДОУ информационно-коммуникативных технологий как средства развивающего обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Публикация «Использование педагогами ДОУ информационно-коммуникативных технологий как средства развивающего обучения дошкольников» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Использование компьютерных технологий помогает :
• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• формировать информационную культуру у детей;
• активизировать познавательный интерес;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий :
• Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Принтер
• Видеомагнитофон, DVD плейер
• Телевизор
• Магнитофон
• Фотоаппарат
• Видеокамера
• Электронные доски
Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
• Фотографии;
• Видеоролики;
• Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
• Презентации (электронные книги, электронные выставки);
• Детские развивающие компьютерные игры;
• Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.
Использование ИКТ в работе с родителями
Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями:
1. Минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
2. Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
3. Обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
4. Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
5. Рост объема информации;
6. Обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
7. Оперативное получение информации;
8. Расширение информационных потоков;
9. Использование ИКТ при проведении родительских собраний.
Примеры непосредственного использования ИКТ в области «Познание»
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
• Сенсорное развитие
• Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
• Формирование элементарных математических представлений
• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
Далее хотелось бы представить примеры использование интерактивных игр и заданий в НОД в области «Познания» (по математике, по окружающему миру и т. д.)
«Веселый счет»
Методическая разработка для использования в совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста, как часть занятия, развивающая игра. Презентацию можно использовать родителям дома в игровой деятельности с детьми.
Цель: развивать математические представления у детей и умение логически мыслить.
(см. презентацию «Веселый счет»)
«Осенние зарисовки»
Даная презентация по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Осенние зарисовки» содержит в себе слайды с изображениями и зарисовками художников осенних пейзажей; загадки и отгадки; интерактивные задания на осеннюю тематику.
(см. презентации в папке «Осень»)
Тренажер на развитие внимание и памяти
В данной презентации содержаться несколько игр на развитие внимания и памяти. Например, такая игра как, «Чего не стало?», «Помоги Буратино». Каждый ответ «выплывает» при щелчке мыши.
К данной презентации существует пояснительная записка, в которой достаточно подробно описана работа в презентации.
(см. презентацию «Тренируем внимание»)
«Чей голос?»
Эта игра способствует развитию слухового внимания. В данной игре предлагается сначала прослушать голос животного, а потом угадать на картинке кому этот голос принадлежит.
(см. презентацию «Чей голос?»)
Заучивание стихотворений. Сказки.
С помощью презентаций можно подобрать несколько наглядных картинок для более легкого заучивания стихотворений с детьми.
Сказки можно не только зачитывать, но и показывать на компьютере или на проекторе. Например, так как в презентации «Репка». А также сказки могут содержать занимательные задания и игры. Такие сказки могут поддерживаться и музыкой. Например, в презентации к сказке «Теремок».
(см. презентации в папке «Сказки»)
Презентация к сказке «Репка» Презентация к сказке «Теремок»
«Зимнее настроение»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, активизировать словарь по данной теме, развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.
Особое внимание хочется обратить презентацию «Зимнее настроение». В данном материале собраны многие виды информационных технологий. Это и звуковое сопровождение, и показ материала, и просмотр видеоматериала; и использование художественной иллюстрации. К данной презентации создана пояснительная записка с пошаговой инструкцией к слайдам.
Применение ИКТ в работе с детьми в области «Безопасность»
Содержание образовательной области «безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
• Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них
• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения
• Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства
• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям
Безопасный отдых на природе, безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности
Интерактивная игра на знание знаков дорожного движение «Пешеходы - водители».
Игра закрепляет знания детей о дорожных знаках, предназначенных для пешехода и водителя, развивает логическое мышление, умение работать в паре. Могут играть два человека, или две команды детей пешеходы и водители.
К данной презентации также существует пояснительная записка.
(см. презентацию в папке «Правила дорожного движения»
Правила дорожного движения для самых маленьких
В этой презентации содержаться тематические слайды, на которых изображены дорожные знаки, дорожные ситуации и текстовые пояснения к ним. Поэтому педагогу надо только смотреть на экран и рассказывать детям.
(см. презентацию «Правила ПДД-2»)
Правила поведения в городе Правила поведения в лесу
В данной презентации описываются привала поведения в городе и в лесу. На слайдах находится изображение и текст, в стихотворной форме, что наиболее приятно для восприятия детей
Применение ИКТ в работе с детьми в области «Социализация»
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
• Развитие игровой деятельности детей
• Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральными)
• Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Развитие игровой деятельности, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры, дидактические игры.
Электронная физкультминутка «Звездочет»
Слайды сопровождает веселая, в быстром ритме песня. Дети встают из-за парт и выполняют движения за ведущим. На экране появляются веселые Анимашки (дети, можно повторять их движения.
К этой презентации есть пояснительная записка.
(см. папку «Физкультминутки»)
Аудиоэнциклопедии
В данной энциклопедии информация находится в виде аудиозвучания. Такой вид информации воспринимается некоторыми детьми даже лучше. Педагогу необходимо только грамотно подобрать тематику и время прослушивания. А также важно после прослушивания обсудить тему. Видов аудиоэнциклопедий очень много. Все они разнообразные и интересные.
(см. папку «Аудиоэнциклопедия»)
Аудио-сопровождения
В данном пособии собраны конспекты занятий с музыкальным сопровождением. И подобрано 2 диска с музыкой к каждому занятию. Данную музыку можно использовать и других занятиях. При театрализованной деятельности, во время подвижных игр и т. д.
(см. папку «Музыкальное сопровождение»)
Фоновое сопровождение
Такие презентации можно использовать для поддержания атмосферы мероприятия. Можно подобрать тематические фоновые изображения или фотографии. Также можно подключить музыку и мероприятие не будет глухим. Такие презентации хорошо использовать во время ожидания перед мероприятием: перед праздниками, перед родительским собранием и т. д.
Таким образом можно сказать, что с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов.
Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.