Алла Белая
Использование нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию
▼ Скачать +Заказ
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
«Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте» авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Р. К. Кислова. является одним из компонентов целостного развития личности в Комплексной программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100». Пособие «По дороге к азбуке», направлено на развитие устной речи детей и подготовку к курсу обучения грамоте.
Публикация «Использование нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Цель- комплексное развитие познавательно- речевой активности детей.
Основной целью в проведении занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте является:
• Развитие умений говорить, слушать, читать, интереса к собственной речи и речи окружающих, обогащение словаря и грамматического строя речи
Задачи:
• развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов
• развитие интереса и внимания к слову, собственной речи и речи окружающих
• обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
• Развитие фонетического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей
• Обучение звука-слоговому анализу слов
• Развитие мелкой моторики руки
Содержание работы:
1. Развитие связной речи :
-обучение ответам на вопросы, диалогической речи.
-обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре
-обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений
2. Лексическая работа:
-обогащение словарного запаса детей
-создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений)
3. Развитие звуковой культуры речи
-знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением
-знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
4. Развитие фонетического слуха :
-выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове
-выделение в слове гласных звуков. согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.
5. Обучение звуко-слоговому анализу:
-звуковой анализ слов и слогов
-дифференциация понятий «звук» и «буква»
-соотнесение букв и звуков
6. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Большое значение для речевого развития играют средства, методы приемы, использующиеся для познавательного развития детей. Наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т. п.) используется и новые. «Встреча со сказкой» проводится во время прогулок в природу. Воспитатель заранее определяет объект, к которому придут дети (дерево, куст, лесная тропинка и т. д.) Перед прогулкой со сказкой. По пути на место дети внимательно смотрят вокруг, а воспитатель поддерживает заинтересованность детей фразами: „Давайте пойдем по этой тропинке. Может быть, она приведет нас к сказке? “. Придя на место, дети вспоминают известную им сказку (или несколько сказок, или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор подойдет о сказке „Гуси-лебеди “. Дети рассматривают дерево, его ветки, листья и плоды (если есть, пересказывают соответствующий эпизод, при необходимости вспоминают предшествующие и последующие события сказки, предлагают свои варианты обращений с просьбой к яблоньке. Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей. Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляет возможность высказывать свои сомнения, предположения, пожелания. Мы воспитатели всегда готовы выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви и сопереживания. Дефицит общения в семье приводит к отставанию в речевом развитии, к его педагогической запущенности. Не смотря на занятость и усталость, родителям просто необходимо как можно больше общаться с ребенком. Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на развитие речи детей. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребенка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, поэтому наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопед, воспитатели) и родители действуют согласованно. Родителям объясняют, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.
По данной теме нами была проведена работа с родителями и детьми.
Цели и задачи:
— формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;
— уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам);
-Создать в коллективе обстановку творческого поиска и наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;
-Вызвать у родителей осознание необходимости расширять свои знания в области развития познавательных способностей и связной речи у детей.
-Улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизировать позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
-Установление дружелюбной атмосферы в группе;
-Развитие активного речевого общения детей, расширение и обогащение словарного запаса.
-Расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире.
-Формирование умственных способностей, логического мышления и развитие творческой инициативы.
- Совершенствование диалогической речи: активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы.
- Развитие конструктивных и исследовательских навыков, творческих способностей.
- Развитие мелкой моторики рук.
-Развитие пространственного воображения.
-Развитие познавательной активности, инициативности, подражательности, двигательной активности.
1. Расширение театральной зоны:
Пальчиковый театр;
Пополнение театральных костюмов;
Также родители принимали участие в проектной деятельности «Ребенок как котенок», по изготовлению книги «Кошкин дом» из подручного материала;
Родители и дети изготавливали костюмы к концерту, где каждый ребенок описывал своего котенка (порода, что он любит делать, где он живет и т. д.)
Была летом проведена акция «Я шла и жука нашла», родители подошли очень ответственно, благодаря совместным усилиям мы пополнили экологический уголок разными обитателями.
Так же была проведена акция «Поделись игрушкой с другом», где принимали участие, и родители они так же приносили свои игрушки и рассказывали откуда она появилась, истории были очень интересные и занимательные.
Акция «Пора читать!» произвела большое впечатление у детей и родителей. Были принесены как новые, так и старые издания книг, очень интересно было рассматривать и сравнивать картинки художников к сказкам. Родители тоже делились своими впечатлениями о книгах.
К следующему проекту дети с родителями смастерили объёмные и плоскостные небольшие «макеты-маршруты» от дома до садика.
Так же проведена беседа «Светофорик», где дети с родителями делились своими знаниями о правилах поведения на улице.
Не остался обделен и кубанский уголок, родители смастерили «Кубанскую хату»
Совместно с детьми приготовили презентацию к дню матери казачки, «Какая, она, мая мама». Для родителей это был сюрприз и неожиданность, одновременно.
В уголках для родителей всегда есть информация от нас воспитателей и наших специалистов.
Подводя итог работы с родителями, мы провели совместно игровой тренинг «Путешествие по материкам». Где родители и дети получили массу положительных эмоций. На этом тренинге родителями и детьми были созданы два макета. Так же были придуманы сказки совместно с детьми. Обыграны эпизоды. А самое главное было общение ребенка и мамы.
Взрослые вносят значимый вклад в развитие речи у детей и их коммуникативных навыков, если грамотно, заинтересованно и, главное, постоянно общаются с ребенком.