Светлана Александровна Абалина
Использование игровых методов и приемов как средство развития высших психических функций у будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых методов и приемов как средство развития
высших психических функций у будущих первоклассников.
Абалина Светлана Александровна
Воспитатель высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ с. Выселки СПДС «Чебурашка»
445148, Самарская область, Ставропольский район, с. Выселки, ул. Луговая,23.
8 (8482) 23-65-20.
e-mail : 1cheburashka@mail.ru
Программа дошкольного образования предусматривает развитие у детей в
Публикация «Использование игровых методов и приемов как средство развития высших психических функций у будущих первоклассников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2014
процессе различных видов деятельности: внимания, восприятия, памяти,
мышления, воображения, речи, а также способов умственной
деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать,
устанавливать причинно-следственные связи).
Речь - инструмент развития высших отделов психики ребенка, обучая
ребенка речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта. Развитие
интеллекта центральная задача в обучении и воспитании. Словарный
запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за
счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем педагогу
необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с
детьми в бытовых, игровых ситуациях и в образовательной деятельности.
Для этого мы используем дидактические игры и упражнения:
«Вершки и корешки», «Что изменилось?». «Кто больше заметит?», Кто
подробнее расскажет?»
При обучении детей делению слов на слоги, предлагаем детям
Прохлопать, пропрыгать, прошагать, присесть столько раз, сколько
слогов в слове.
Пальцы развиваем, буквы составляем.
Усвоение букв, пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их
запоминать в процессе занимательных упражнений. Такое построение
закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует
развитию психических функций, необходимых для изучения школьных
программ:
- внимания, памяти, мышления;
- зрительно-пространственного восприятия и представления;
- мелкой моторики; I
- речи.
Буква А
Построй по инструкции:
Указательные пальцы направлены вверх и соединены под углом.
Правая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяет середину
указательных; безымянный и мизинец сомкнуты, их кончики упираются в
ладонь; большой лежит на безымянном пальце.
Левая рука. Средний, безымянный, мизинец сомкнуты, их кончики упираются
в ладонь; большой лежит на среднем.
Построй по стихотворению
Пальцы указательные
Ставим под углом.
Средний - перекладиной
Ровно ляжет в нем.
Буква Б
Построй по инструкции
Левая рука. Пальцы располагаются так: указательный и большой образуют
кольцо, соединяясь кончиками; остальные сомкнуты, слегка согнуты вправо
и располагаются над кольцом.
Построй по стихотворению
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим,
Остальные под углом
Над кольцом объединим.
Буква И
Построй по инструкции
Указательные пальцы направлены вверх.
I
Левая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяется с
указательным правой руки подушечками; безымянный и мизинец сомкнуты,
прижаты к ладони; большой лежит на безымянном.
Правая рука. Средний, безымянный и мизинец сомкнуты, прижаты к
ладони; большой лежит на среднем.
Построй по стихотворению
Указательные пальцы
Встали, словно уши зайца.
Левый средний чуть нагнулся,
Пальца правого коснулся.
Буква К
Построй по инструкции
Левая рука. Пальцы располагаются так: указательный и средний разведены
и направлены вправо; безымянный и мизинец согнуты и прижаты большим.
Правая рука. Указательный соединяет основание разведенных пальцев левой
руки.
Построй по стихотворению:
Указательный и средний,
Образуют галочку.
Правый указательный
Вверх направим палочкой.
Буква Л
Построй по инструкции
Пальцы располагаются так: указательные направлены вверх и соединяются
подушечками; средние, мизинцы и безымянные прикасаются кончиками к
ладони; большие лежат на средних.
Построй по стихотворению
Указательные пальцы
Под углом соединяют.
Остальные не мешают,
Их большие прижимают.
Буква Х
Построй по инструкции
Пальцы располагаются так: указательные перекрещиваются; большие
прижаты к указательным; остальные пальцы согнуты и упираются
кончиками в ладони.
Построй по стихотворению
Пальцы указательные
Умны и внимательны:
Только их слегка
скрестили-
Букву Х изобразили.
Музыкальные игры с пальчиками активизируют работу мозга,
повышают мышечный тонус. Задание построить букву радует ребенка под
музыкальное сопровождение, оживляет его. Регулярно используя ее, можно
добиться совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного,
безотрывного чтения слов и слухового восприятия.
Послушай сказку, мой дружок
Жил-был на свете голосок
Он утром с солнышком вставал
и песни-звуки напевал.
Широко откроет рот,
Песню первую споет - А.
Как откроет рот колечком,
Встанет солнце за
крылечком - О.
Сдвинет губы трубочкой,
Пропоет он дудочкой - У.
Если вдруг ворчать начнет,
Тут уж каждый запоет - Ы.
Любит голосок резвиться,
Любит голосок дразниться.
Он тогда кричит тебе:
«Ну-ка, спой мне
песню - Э».
Вот какие гласные,
Гласные прекрасные.
Звуки-буквы все подряд,
Прочитай-ка этот ряд - АОУЫЭ.
А теперь в корзинку, братцы,
Залезайте, не толкаться!
Стойте все в одном ряду,
Так я легче вас найду.
С голоском мы песню спели,
Оглянуться не успели,
Ночь спустилась на окно,
Спать пора давным-давно.
Данные упражнения побуждают детей к творчеству и вызывают желание
конструировать свои варианты букв.
На непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
создаются условия для воспитания у ребенка личностных качеств:
самостоятельности, активности, внимания, речи, памяти. Очень важно
развивать у детей приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификацию, обобщение, проведение аналогий,
пространственное воображение и вариативность мышления).
Для этого в своей работе мы используем игровые методы и приемы :
дидактические игры, задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры
и упражнения. Такие игры как: «Танграмм», «Монгольская игра»
вызывают у детей большой интерес, дети могут подолгу упражняться в
преобразовании фигур, перекладывая части, детали по собственному
замыслу и образцу.
Читаем ребятам стихотворение
Я веселый белый гусь,
Ничего я не боюсь.
Но вчера упал я с кочки,
Развалился на кусочки.
Собирал меня енот -
Получился пароход.
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите!
и предлагаем из геометрических фигур собрать силуэт гуся. Это может
быть и жираф, и лиса, и теленок, и верблюд. Можно предложить образец.
На физкультурных занятиях мы используем рисунки. В этих схемах намечается содержание упражнений и последовательность выполнения ОСНОВНЫХ видов двигательной деятельности. Такая структура позволяет педагогу и детям быстрее включиться в ход занятия и легче ориентироваться при переходе от одного вида деятельности к другому.
Кроме того эти схемы - рисунки помогают эффективно решать задачи умственного развития детей (совершенствовать умение анализировать, сравнивать, классифицировать).
Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка.
Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему
развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать
слова и жесты, слышать и чувствовать.
Подводя итоги, отметим, предложенные задания, способствуют
развитию у детей логического мышления, воображения, памяти,
внимания. Все это в совокупности составляют основу успешного
обучения детей в начальной школе.
Список литературы:
1. Агапова И., Давыдова М. Апликация. ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008
2. Веракса А. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М. : Мозаика-Синтез, 2006
3. Нагибина М. И. Волшебная бумага. Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.
4. Денисова Д. Математика для дошкольников. Подготовительная к школе группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.