Папки-передвижки

Использование фольклора (устного народного творчества) в режимных моментах в группах младшего возраста.

Светлана Фазилова
Использование фольклора (устного народного творчества) в режимных моментах в группах младшего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье.

Публикация «Использование фольклора (устного народного творчества) в режимных моментах в группах младшего возраста,» размещена в разделах

Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «Начало искусства слова – в фольклоре».

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

В. А. Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки независимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, индивидуальности.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с окружающим вокруг.

Особую значимость приобретает фольклор впервые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали, поехали.») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто-то в группе из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь куплю калач».

Погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми можно использовать потешки, пестушки, колыбельные песни в режимных моментах.

Умывая, малышей воспитатель приговаривает:

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся

Деткам улыбаемся.

***

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

***

Эх, водичка хороша,

Хороша водичка!

Накупайте малыша,

Чтоб сияло личико!

Во время кормления:

Умницы, детки

Ешьте кашку сладеньку-

Вкусную, душистую,

Мягкую, пушистую.

***

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

***

Живет мужик на краю

Он не беден, не богат-

У него много ребят

***

Все по лавочкам сидят,

Кашку маслену едят

Сердце бьется,

Душа радуется.

***

Травка- муравка

Сосна поднялась,

Птица- синица

За зерно взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Детки - за молоко.

Собирая детей на прогулку, замечая, то или другое природное явление воспитатель приговаривает потешку:

Солнышко- ведрышко

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят!

***

Дождик- дождик

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

Радуга- дуга

Не давай дождя

Давай солнышка,

Колоколнышка!

***

Уж ты,

Зимушка – зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдоль по улице метет.

Белым снегом замело.

Все дороги на село

Все дороги, все пути-

Ни проехать, ни пройти

Можно более подробно остановиться на колыбельных песнях. Содержание песен и манера их исполнения свидетельствует о том, что народ во многих отношениях смысл своей жизни видел в детях, в их правильном воспитании и развитии, в улучшении их жизни, счастье свое в будущем связывал со счастливым будущим детей.

Колыбельные песни пронизаны любовью, нежностью и лаской к ребенку, в них выражается забота о нем, высказываются добрые пожелания и предостережения.

Баю- бай, баю- бай

Ты, собачка, не лай

Белолапа, не скули,

Наших деток не буди.

***

Светел день - не спится,

Моя деточка боится.

Ты, собачка, не лай

Наших деток не пугай!

***

Вот и люди спят.

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках

Зайки спят на травушке

Утки на муравушке

Детки все по люлечкам.

Спят – поспят,

Всему миру спать велят.

Во время одевания после сончаса:

Прилетели пташечки

Принесли рубашечки,

Рубашечки цапли сшили,

Лягушки пуговки пришили.

Причесывая, девочек воспитатель приговаривает:

Расти, коса до пояса.

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти коса не путайся,

Маму, дочка, слушайся

***

Петушок, петушок

Подари мне гребешок,

Ну, пожалуйста, прошу!

Я кудряшки причешу!

Успокаивая малыша при падении:

При плаче:

Веселее всех игрушка

Расписная погремушка.

Дайте плаксе погремушку,

Станет плакса хохотушкой!

***

У волка боли,

У медведя боли,

У зайца боли,

У Танюшки

заживи!

Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании на начальном этапе их развития, богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Используемая литература :

1. Журнал «Дошкольное воспитание», № 9 /1991г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание», № 10 /1990г.

Публикации по теме:

Презентация: Фольклорное объединение «Ладушки» клуб «Юность». Центр Развития Творчества Детей и Юношества Программа "Ладушки"имеет художественно-музыкальную направленность. Детский фольклор.

Статья «Использование фольклора в реализации программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ «ЮЖНОЕ БУТОВО» ДЕПАPTAMEHTA СОЦИАЛЬНОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование фольклора (устного народного творчества) в режимных моментах в группах младшего возраста.
Опубликовано: 28 июня 2013 в 13:20
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование фольклора (устного народного творчества) в режимных моментах в группах младшего возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Фазилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД