Светлана Фазилова
Использование фольклора (устного народного творчества) в режимных моментах в группах младшего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье.
Публикация «Использование фольклора (устного народного творчества) в режимных моментах в группах младшего возраста,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Режимные моменты в детском саду
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «Начало искусства слова – в фольклоре».
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
В. А. Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки независимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, индивидуальности.
Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с окружающим вокруг.
Особую значимость приобретает фольклор впервые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.
Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали, поехали.») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто-то в группе из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь куплю калач».
Погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми можно использовать потешки, пестушки, колыбельные песни в режимных моментах.
Умывая, малышей воспитатель приговаривает:
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся
Деткам улыбаемся.
***
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
***
Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!
Накупайте малыша,
Чтоб сияло личико!
Во время кормления:
Умницы, детки
Ешьте кашку сладеньку-
Вкусную, душистую,
Мягкую, пушистую.
***
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
***
Живет мужик на краю
Он не беден, не богат-
У него много ребят
***
Все по лавочкам сидят,
Кашку маслену едят
Сердце бьется,
Душа радуется.
***
Травка- муравка
Сосна поднялась,
Птица- синица
За зерно взялась,
Зайка – за капустку,
Мышка – за корку,
Детки - за молоко.
Собирая детей на прогулку, замечая, то или другое природное явление воспитатель приговаривает потешку:
Солнышко- ведрышко
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят!
***
Дождик- дождик
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Радуга- дуга
Не давай дождя
Давай солнышка,
Колоколнышка!
***
Уж ты,
Зимушка – зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метет.
Белым снегом замело.
Все дороги на село
Все дороги, все пути-
Ни проехать, ни пройти
Можно более подробно остановиться на колыбельных песнях. Содержание песен и манера их исполнения свидетельствует о том, что народ во многих отношениях смысл своей жизни видел в детях, в их правильном воспитании и развитии, в улучшении их жизни, счастье свое в будущем связывал со счастливым будущим детей.
Колыбельные песни пронизаны любовью, нежностью и лаской к ребенку, в них выражается забота о нем, высказываются добрые пожелания и предостережения.
Баю- бай, баю- бай
Ты, собачка, не лай
Белолапа, не скули,
Наших деток не буди.
***
Светел день - не спится,
Моя деточка боится.
Ты, собачка, не лай
Наших деток не пугай!
***
Вот и люди спят.
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках
Зайки спят на травушке
Утки на муравушке
Детки все по люлечкам.
Спят – поспят,
Всему миру спать велят.
Во время одевания после сончаса:
Прилетели пташечки
Принесли рубашечки,
Рубашечки цапли сшили,
Лягушки пуговки пришили.
Причесывая, девочек воспитатель приговаривает:
Расти, коса до пояса.
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся,
Маму, дочка, слушайся
***
Петушок, петушок
Подари мне гребешок,
Ну, пожалуйста, прошу!
Я кудряшки причешу!
Успокаивая малыша при падении:
При плаче:
Веселее всех игрушка
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку,
Станет плакса хохотушкой!
***
У волка боли,
У медведя боли,
У зайца боли,
У Танюшки
заживи!
Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании на начальном этапе их развития, богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Используемая литература :
1. Журнал «Дошкольное воспитание», № 9 /1991г.
2. Журнал «Дошкольное воспитание», № 10 /1990г.