Айгуль Исмагилова
Исследовательско-познавательная работа «Интересное слово «папье-маше»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение…. ….…. …. 3
1.1 Что такое папье-маше?. 5
1.2 История возникновения папье-маше ….…6
1.3 Технологии изготовления изделий из папье-маше…. ….8
1.4 Заготовка материала и изготовление изделия …. 10
Заключение…. ….…. 14
Список использованной литературы…. ….…15
Приложения…. …16
Введение.
Публикация «Исследовательско-познавательная работа „Интересное слово „папье-маше“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Папье-маше
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Всему миру известны великолепные живописные миниатюры мастеров Федоскина, Палеха, Мстёры. Изящные, разнообразные по форме шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы уже не одно столетие радуют любителей и знатоков декоративно-прикладного искусства. Но не все знают, что многие эти предметы, пользующиеся заслуженной славой, изготовлены из папье-маше, покрытого черным лаком.
В настоящее время техника папье-маше широко используется в работе с детьми :
Для изготовления различных наглядных пособий, (например макетов и рельефных карт, счетного материала, образцов народных промыслов)
Из папье-маше делают занятные украшения и маски, (при проведении развлечений утренников, подвижных игр, игр – драматизаций)
Различные сувениры и поделки. (Подарки для мам и пап, экспонаты для выставок, конкурсов)
Предметы заменители в игровой деятельности (овощи, фрукты, посуда)
Оформление предметной среды групповых помещений (картины, панно.)
Занимаясь папье-маше, дети тренируют свои пальцы и развивает их мелкую моторику. Так же ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами и овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т. д.
А что же означает это интересное слово «папье-маше» мы узнаем из нашего проекта.
Актуальность темы исследования : Как то по телевизору я услышал незнакомое мне интересное слово «папье-маше». Оно мне очень понравилось, и я решил спросить у мамы, что же это такое?
Цель: познакомиться с одним из видов декоративно-прикладного искусства- «Папье-Маше»; изучить технологию изготовления изделий из «папье-маше».
Задачи:
1. Выяснить, что такое «папье-маше».
2. Развивать интерес к декоративно прикладному искусству; Познакомиться с технологиями изготовления «папье- маше»;
3. Освоить метод маширования при создании изделий;
4. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность и внимательность в работе с бумагой и клейстером;
5. Помогать детям в их желании сделать свою работу практически значимой;
Гипотеза: Если освоить технику папье-маше, то можно изготавливать много интересных предметов, подарков для своих друзей своими руками.
Методы:
- подбор литературы;
- познакомиться с технологиями изготовления «папье- маше»;
- изготовить в технике папье-маше семью матрешек;
Объект работы - техника папье-маше.
Предмет работы - особенности технологии изготовления изделий из папье-маше и их применение в жизни.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Рассмотрена история возникновения техники папье-маше
Изучены особенности технологии изготовления изделий из папье-маше.
Исследован процесс применения поделок из папье-маше в повседневной жизни.
1.1 Что такое папье-маше?
Папье-маше – это декоративно-прикладное искусство и оригинальная техника для художественного труда в детском саду и семье. Изделия из папье-маше привлекательны тем, что они изготовлены с применением вполне доступных натуральных материалов - стопки ненужных газет и клея. Главное - проявить фантазию и запастись терпением, ведь любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных. Изучение данной темы позволяет освоить разные виды маширования и сочетать их в своих работах. Подробные объяснения технологий изготовления какой-либо поделки позволяют сделать ее во множестве вариантов, а затем на основе этой же технологии создавать что-то новое – творческое. Знакомство с данной технологией способствуют развитию мелкой моторики, творческого потенциала, формируют навыки самоконтроля.
В переводе с французского «папье-маше» означает «жёваная бумага». Слова французские, а корни папье-маше ведут нас в Древний Китай. Папье-маше было изобретено в Китае в III веке до н. э. По способу создания изделий папье-маше напоминает лепку. Только поделки моделируются не из глины, пластилина или солёного теста, а из так называемого «бумажного теста». Основой для приготовления такого необычного материала служат старые газеты или любая мягкая рыхлая бумага.
Вся премудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками рваной бумаги в несколько слоёв. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать замечательные изделия, необычные подарки для друзей своими руками.
1.2 История возникновения папье-маше.
Первые сведения о папье-маше относятся к III веку до н. э. Это искусство появилось в Китае, где и была изобретена бумага. При раскопках были найдены древнекитайские доспехи и шлемы изготовленные из папье-маше. Для прочности они были покрыты несколькими слоями лака. В те времена такие доспехи были самыми технологичным защитным оснащением. Они выдерживали удар стрелы и скользящий удар меча. К тому же были легкими и позволяли бойцу быстро двигаться в бою.
Из Китая интерес к папье-маше распространился в Японию и Персию. Но там по этой технике изготавливали уже маски и атрибуты для праздников. Постепенно это искусство распространилось по всему миру.
Во Франции Папье-маше появилось в начале 16 века и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше.
Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы.
Папье-маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел.
Два века назад московский купец Петр Иванович Коробов основал (в 1795г.) в с. Даниловка небольшую фабрику. Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технику изготовления папье-маше. Фабрика стала выпускать в начале лакированные козырьки для военных головных уборов, а затем табакерки и шкатулки, украшенные красочной миниатюрой.
К этому же времени относится расцвет производства изделий из папье-маше в самых разных странах. Например, во времена королевы Виктории, на британских островах существовало около 25 компаний по выпуску таких изделий.
У папье-маше по сравнению с деревом было множество достоинств. Небольшая цена и легкость позволяли перевозить изделия в больших количествах. Немецкие кукольники отправляли во Францию головки из папье-маше, а там мастера пришивали эти головки к кукольным туловищам и наряжали кукол в модные платья.
1.3 Технологии изготовления изделий из папье-маше
Техника папье-маше для изготовления различных предметов используется давно и благодаря относительной простоте завоевала свое достойное место среди яркого разнообразия прикладного искусства.
Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше :
1. Изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.
2. Изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.
3. Изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи. Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса..
Привлекательность папье-маше основывается скорее в применении натуральных материалов и использовании классической художественной традиции.
Мы использовали в своей работе первый вариант технологии папье-маше.
1.4 Заготовка материала и изготовление изделия.
Прежде чем начать работу, мне надо знать, какой материал больше всего подходит для изготовления какого-нибудь изделия в технике папье-маше. Нужна бумага, которая хорошо рвется, мнется и пропитывается клеем. А сверху матрёшку я оклею бумагой, на которой удобно рисовать.
Времена изменились, макулатуру мы перестали собирать, от газет, журналов переполняется мусорное ведро. Но есть еще один способ избавиться от макулатуры, дать старым газетам и ненужным бумажкам вторую жизнь.
Вместе с мамой мы попробовали мять и рвать различную бумагу. Подходящей для работы оказалась газетная бумага. Мы нарвали газеты на маленькие кусочки и вымочили в воде. Чтобы не запутаться в слоях, лучше, чтобы бумага была двух цветов: газетная и тетрадная. А для последнего слоя мы решили взять тетрадную бумагу.
Теперь нужно выбрать клей. Мы выяснили, что существует множество видов клея. Для работы с бумагой подходят канцелярский клей, клей-карандаш, клей ПВА, клей, изготовленный на муке по рецепту (клейстер, резиновый клей и «Момент». Каждый из этих видов имеет свои особенности.
Клей «Момент» больше необходим при склеивании деталей из различных плотных материалов. Этот вид клея обладают антисептическими свойствами – опасен для детей.
Клей, самостоятельно изготовленный на муке, подходит для работы в технике папье-маше, но требует дополнительных затрат времени.
Клей-карандаш не подходит для работы в технике папье-маше, так как не пропитывает кусочки бумаги в слоях.
Канцелярский клей хорошо склеивает бумажную поверхность, но для склеивания и пропитывания кусочков бумаги в слоях не годится. В этом случае лучше использовать клей ПВА.
Для своей работы мы выбрали клейстер. Мама сказала, что это будет самый безопасный клей. К тому же его нужно варить самому. И мы приступили к этому увлекательному процессу. Мы с мамой узнали, что клейстер можно приготовить на муке, для этого нагреть 5 чашек воды в кастрюле. В отдельной посуде смешали 1/4 чашки просеянной муки с чашкой холодной воды. Перемешивали до получения консистенции, как при приготовлении заварного крема. Добавили массу в кастрюлю с водой. Варили клей в течение 2-3 минут, постоянно перемешивая, до загустения. Остудили. Наш клейстер готов!
Работать с папье-маше удобнее всего на большом столе. Мы с мамой застелили стол старой клеёнкой, одели старую рабочую одежду. Во время работы руки будут пачкаться, поэтому приготовили для вытирания большую сухую тряпку.
Последовательность работы :
• Изготовление основы для будущего изделия. Вылепить форму изделия из пластилина или можно взять готовую форму.
• Обмазывание формы вазелином, чтобы слой бумаги не приклеился к основе.
• Нанесение 1 слоя с водой. Взял кусочек белой (можно газетной) бумаги, обмакнул его в баночку с водой и наложила на основу. Разгладил его, иначе на готовом изделии останутся пузыри. Второй кусок бумаги положил так, чтобы он закрывал примерно половину первого кусочка. Это нужно для того, чтобы готовое изделие не рассыпалось. Следил за тем, чтобы вся поверхность основы была покрыта кусочками бумаги.
• Нанесение последующих 6, 7 слоев с клеем. Оклеил форму кусочками бумаги клеем в несколько слоёв после первого (с водой). Следил за тем, чтобы кусочки бумаги перекрывали друг друга. Просушка полученного оттиска на форме.
• Снятие заготовки с формы.
• Грунтовка заготовки клейстером и водоэмульсионной краской. Высушиваем.
• Шлифовка заготовки мелкозернистой шлифовальной бумагой.
• Роспись изделия.
Прежде всего подготавливают бумагу для выклейки. Необходимо иметь в виду, что ее нежелательно нарезать ножницами, так как в этом случае края кусочков плохо склеятся и дадут рубцы. Разорванные же руками кусочки бумаги плотно и прочно прилегают друг к другу, образуя сплошной ровный слой. Слои получаются более равномерными, если для выклейки взять бумагу двух различных цветов, например оберточную и газетную.
После выклейки поверхность изделия смазывают тонким слоем клейстера и ставят на полки или стеллажи для просушивания. Просушка должна быть постепенной и равномерной, лучше всего делать это на свежем воздухе, подальше от большого жара. 5-7– слойное изделие высыхает за 1-2 суток.
Мы подобрали нужные цвета и расписали наши изделия узорами, которые придумали сами. Окраску готового изделия практичнее всего производить масляными красками (пригодны любые сорта). Разводятся масляные краски специальными растворителями, которые в случае необходимости можно заменить олифой или скипидаром. Высыхает масляная краска приблизительно за двое суток. Просохшую поверхность для придания ей прочности и блеска рекомендуется покрывать бесцветным лаком.
Заключение.
Составив план работы, последовательно отвечая на все поставленные вопросы, я не только узнал, что такое «папье-маше» и много интересного и полезного об этой технике, но и смог рассказать и показать об этом сверстникам.
Данная творческая работа позволила мне совершенствовать навык работы с клеем и бумагой, навык лепки из рваной бумаги, совершенствовать умение грунтовать, шлифовать и расписывать полученное изделие. Выполняя работу, стремился развивать в себе усидчивость, терпение и трудолюбие; воспитывать в себе художественный вкус.
Я доволен своей работой. Цель, которую я поставил перед собой, достиг. Технология папье-маше мне понравилась. На изготовление кукол-матрёшек, и других изделий (тарелки, миска, ваза, мы с мамой потратили около двух месяцев. Я понял, что для работы в технике папье-маше нужны не только аккуратность, воображение, но и старание, терпение. Уверен, что освоение данной технологии позволит мне в будущем создавать новые и интересные произведения искусства.
Учебно-исследовательская работа может быть использована как дополнительный материал на НОД по художественно-эстетическому развитию и отличным пособием тем, кто решил освоить новую технику папье-маше.
Список использованной литературы:
1. Иванова Е. П. Поделки из папье-маше. М. : ООО «Книжный клуб семейного досуга». 2011. 64с.
2. Лыкова И. А. Мастерилка. Детское художественное творчество. Издательский дом «Карапуз» 2008. 68с.
3. Матюхина Ю. А., Медведева О. П. Папье-маше. Нехитрая наука бумажных шедевров. М. : Феникс. 98с.
4. Рэй Гибсон. Папье-маше. Бумажные цветы. Серия: Наши руки не для скуки. Издательство Росмэн. 1998. 65стр.
5. Различные интернет ресурсы.