Надя Никитенко
Исследовательский проект «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект "Воздух невидимка"
1. Название проекта: «Воздух-невидимка».
2. Руководитель: Никитенко Надежда Анатольевна
3. Состав проектной группы: воспитатель – Никитенко Н. А.
воспитанники группы, родители.
4. Тип проекта: исследовательский.
5. Длительность: краткосрочный
Публикация «Исследовательский проект „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
6. Цель проекта: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека, животных и растений.
7. Задачи проекта:
• Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;
• Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
8. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
• Что такое воздух?
• Как можно увидеть воздух?
• Зачем он нужен людям и растениям?
9. Предполагаемый результат: открытое занятие, оформление проектной папки.
Наблюдение в природе
Наблюдение за ветром
Дать детям понятие о том, что ветер бывает сильный и слабый.
Дует ветер – качаются ветки деревьев и даже сами деревья.
Ветер срывает листья и кружит их
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Жёлтый листик подружился с ветерком,
Всё кружатся и играют под окном.
Если дует влажный ветер – к затяжному ненастью, порывистый и полосами – к тихой погоде.
Опыты и эксперименты
«Воздух». Переверни стакан вверх дном и медленно опусти его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
«Ветер – это движение воздуха». В холодную погоду приоткрой дверь на улицу. Зажги две свечи. Держи одну свечку в низу, а другую вверху образовавшейся щели. По направлению пламени можно проследить как движется воздух.
«Надувание воздушного шарика».
Задача – обнаружить воздух.
Оборудование – емкость с водой, воронка, воздушный шарик.
Дети рассматривают воздушный шарик. Взрослый спрашивает, можно ли его надуть с помощью какого-нибудь
приспособления. Рассматривает вместе с детьми воронку: объясняет, для чего она служит; предлагает надеть на узкое отверстие шарик, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и не наклоняя, медленно погрузить в воду. Обсуждает, что случилось с шариком, каким образом он надулся. Затем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая ее из воды, и спрашивает детей, как изменяется шарик (он остается сухим). Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становится мокрым. Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить эти действия. Дети зарисовывают результат.
«Что в пакете?»
Задача – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
Оборудование – два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.
Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух. Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т. д.
«Загадочные пузырьки».
Задача – обнаружить воздух в других предметах.
Оборудование – емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.
Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).
Художественная литература
Пословицы и поговорки о воздухе
• В запас воздухом не надышишься.
• Нам победа, как воздух, нужна.
• Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.
• Воздуха словами не наполнишь.
• Люди работали, а он воздухом торговал.
• Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать.
• Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.
• Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.
• Гонять деньги по воздуху.
• Воздух – символ свободы.
• Свежая струя воздуха.
• Воздух словами не наполнить.
• Идея повисла в воздухе.
• Взлететь на воздух.
• Сделан из воздуха (практически из ничего).
• Строить воздушные замки.
• Воздушный поцелуй.
• Воздух! (команда тревоги).
• Держаться за воздух.
Загадки о воздухе
• Чего в комнате не видишь? (Воздух)
• Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
• Ни веса ни цвета у него нету! (Воздух)
• Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
• Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)
• Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь)
• Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)
Стихи о воздухе
«Пахнет в воздухе дождем»
Пахнет в воздухе дождем!
Как хочу я босиком
Пробежаться по траве,
Улыбаясь детворе.
Ветерок меня подхватит,
Развевая мое платье.
Полечу я в небеса,
Вновь поверив в чудеса.
Сверху мир, как на ладошке!
Я в небесное окошко
Выгляну и улыбнусь,
И по радуге спущусь!
Воздух нежится грозой…
Воздух нежится грозой,
В облаках - дождинки,
Небо брызнуло слезой -
Слезками, слезинкой.
Славный праздничный салют
Молнии и грома!
Пусть потоки переждут,
Дав дойти до дома.
Мчится ветер-ураган,
Зонтики срывает.
Дождь в награду Богом дан -
Даже дети знают.
ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА
На рынке,
Где всегда народ,
Стоит торговец ловкий.
Он
Людям
Воздух
Продаёт
В красивой упаковке.
И видно,
До того хорош
Его цветной товар! -
Я сам
Последний
Отдал
Грош,
Купил
Воздушный шар.
Воздушный кинозал
Просмотр мультфильма "Смешарики. Воздух для вдохновления"
Что нужно Барашу для вдохновения? Может глоток свежего воздуха? Так Крош и Ёжик ему помогут.
Просмотр электронной презентаций «Свойства воздуха»
Конспект занятия
на тему:
«Невидимка воздух»
Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи занятия:
• способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
• развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
• закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
• развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
• воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
Ход занятия
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
– Что это?
– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.
Воспитатель показывает картинку (слайд 1) с изображением планеты Земля.
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.
НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.
– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?
(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).
НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)
– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)
– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)
– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)
– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)
НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.
– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?
А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)
– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
ВЫВОД: Воздух находится везде.
Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)
• Воздух повсюду.
• Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
• Легче воды.
Игра с воздухом «Парашют»
У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой пленки. Она какая? (Легкая, воздушная, воздуху послушная). Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края пленки.
• Дружно мы все встали в круг,
• Будем делать – парашют.
• Друг за другом мы идем,
• Парашют в руках несем.
• Руки вверх все поднимаем,
• Парашют наш надуваем.
• Вот какой наш парашют
• Легким воздухом надут.
- Здорово мы поиграли с воздухом. Вам понравилось? И мне очень понравилось играть с вами.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)
• Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
• Воздух невидим, прозрачен.
• Воздух может двигаться.
• Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
• Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
• Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.
Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?
А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей)
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.
Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться. Приглашаю вас на улицу для запуска воздушного фонарика