Степанова Юлия
Исследовательский проект «Волшебная водичка». Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе (3–4 года)
▼ Скачать +Заказ
«Волшебная водичка»
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе(3-4 года)
Воспитатели: Корабельщикова Е. В., Степанова Ю. М.
Организация опытно-экспериментальной деятельности в свете реализации положений ФГОС ДО.
Публикация «Исследовательский проект „Волшебная водичка“, Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе (3–4 года)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Ученые выделяют деятельность экспериментирование -- как ведущую деятельность в период дошкольного развития ребенка. Дошкольник проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности (экспериментированию). Оно пронизывает все сферы детской деятельности (прием пищи, игру, занимательное дело, прогулку).
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 3-4 лет : педагог ставит проблему и намечает методы ее решения. Поиск решение предстоит осуществить детям Совместно с педагогом и самостоятельно.
Также в этот проект были включены сюжетно-ролевые игры, а любая игра ребенка — это проект. Даже игра в семью. У него есть собственный замысел, он должен обдумать обстановку, то как он будет играть, что ему нужно для игры. Он привлекает других детей — если это не режиссерская игра, а сюжетно-ролевая. В игре определенным образом распределяются роли. Возникают общественные отношения, коммуникации, связи. Происходит реализация замысла — проекта. Если игра не идет, надо понять, почему. Например, замысел был один, а происходит все по-другому. Почему? Поэтому игра необходима для того, чтобы развивалась проектная деятельность.
При участии ребенка в проекте, возникает возможность его социализации и включения самосознания, самооценки и самопроизвольности.
Положения ФГОС ДО реализуемые в проекте :
Организация увлекательного дела (эксперимент) с детьми младшего дошкольного возраста совместно с педагогом и самостоятельно в свободной деятельности;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие;
Реализация проекта в течении месяца ;
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Экспериментирование и фиксирование результата происходило в игровой форме, чтобы ребенок сам захотел принять участие в деятельности (эксперименте) и сюжетно-ролевых играх;
Педагог выступает в роли партнера, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту;
Экспериментирование призвано развивать познавательный интерес, как потенциал естественнонаучного образования (1 ступень образования- это дошкольное образование) ;
Свободное общение и перемещение детей во время деятельности, с учетом безопасного поведения во время эксперимента;
Время деятельности не ограничено временным интервалом, исключая режимные моменты;
Закрепление полученных знаний и умений происходит в режимные моменты;
Интеграция областей развития:
Познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
Социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие и социального, эмоционального интеллекта) .
Речевое развитие (владение речью как средством общения и культуры) .
Художественно-эстетическое развитие (становление эстетического отношения к окружающему миру, умение отражать объекты природы в лепке и рисовании) .
Реализация данного проекта развивает у детей :
инициативность (ребенок предлагает свои пути решения проблемы, высказывает свое мнение, предположение) ;
бытовую и интеллектуальную самостоятельность (в процессе эксперимента ребенок все пробует делать сам) ;
уверенность в себе («могу, мое мнение уважают», снимается страх перед ошибкой) ;
развитие воображения (всякое эмоциональное возбуждение ведет к работе воображения) ;
волевое усилие (ребенок учиться сдерживать себя, чтобы дать возможность другому высказать свою точку зрения) ;
любознательность. ;
разносторонние интересы.
Задачи проекта :
Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по
изучению качеств и свойств неживой природы
Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе, развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой.
Обогащать представления детей о растениях и об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении, связи между живым и неживым в природе;
Развивать познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.
Развивать проектную деятельность
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде и растениям;
Развивать эмпатию, желание помочь другим ;умение ребенка работать
вместе, сообща.
Развивать мышление, логику, творчество ребенка, мелкую моторику, координацию.
Активизировать связную речь и обогащать словарь детей
Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями;
Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Методы освоения задач проекта :
Совместные со взрослым наблюдения, выявление сенсорных признаков объектов природы (цвет, величина, форма, постановка проблемной задачи, выполнение эксперимента.
Игры-экспериментирования с водой, камешками, снегом, льдом, растениями.
Образные игры-имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек.
Продуктивная деятельность (делаем из воды лед, лепим снежную фигуру, разукрашиваем ее подкрашенной водой) .
Использование в проектной деятельности природного материала (вода, камешки, растения, снег, лед).
Этапы опытно-экспериментальной деятельности :
Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте) ;
Уточняем правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента;
Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя)
Наблюдение результатов эксперимента;
Фиксирование результатов эксперимента;
Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте).
Литература:
1) «Детство» (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования). Изд. «Санкт-Петербург Детство-Пресс» 2011 г
2) «Организация Опытно-Экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.» Авторы : Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. Изд. «Учитель» Волгоград 2013 г
3) «Методологические проблемы пропедевтики проектной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста». Кларина Любовь Матвеевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ИПППД РАО, г. Москва.
4) «Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования»