Галина Осипова
Исследовательский проект «Шоколад — вред или польза»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 1
Информационно – творческий проект
«Здоровое питание – залог здоровья»
Актуальность.
Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался.
Мы начинаем задумываться о своем физическом и духовном здоровье, когда наш организм не справляется с теми стрессами, которые окружают нас на каждом шагу, и тогда мы обращаемся к целебным силам даров природы. Но если бы мы знакомились с ними в детстве, нас, наверное, не коснулись бы многие проблемы.
Публикация «Исследовательский проект „Шоколад — вред или польза“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Проекты для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
За последние 100 лет наш рацион питания изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот – догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.
С самого раннего детства у ребенка формируется вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Цель проекта : формирование у детей ясных представлений о пользе и вреде шоколада для здоровья человека.
Задачи проекта.
• Познакомить детей с историей происхождения шоколада.
• Расширить знания детей о полезных и негативных свойствах шоколада.
• Узнать мнение врачей, детей и взрослых о пользе шоколада.
• Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания.
• Способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывать свои действия.
Тип проекта : информационно – творческий, групповой.
Формы реализации проекта : изучение литературы по данной теме, анализ и поиск информации в сети интернет, социологический опрос детей и взрослых, занятия, беседы, эксперименты, самостоятельная деятельность детей, игровая деятельность детей, сотрудничество с родителями.
Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, медицинский работник.
Срок реализации: 2 недели.
Возраст детей: 6 лет.
Результат.
• Развитие духовно – богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
• Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности.
• Обогащение знаниями родителей и детей о полезных и негативных свойствах шоколада.
План реализации проекта
• Эстафеты: «Чья команда быстрее соберет шоколад?», «Чья команда быстрее украсит шоколад?»
• Спортивный праздник «Шоколадная дорога»
• Блиц – опрос «Шоколад – польза или вред»
• Работа с энциклопедиями по темам: «Шоколадное дерево», «Как делают шоколад», «Кто придумал обертку для шоколада»
• Презентация «Все о любимом шоколаде»
• Беседа «Шоколадная история»
• Беседа «Фабрики Российского шоколада»
• Д/и «Полезное – не полезное»
• Д/и «Рекламный мячик»
• Викторина «Вкусные истории»
• Изготовление книжек – малышек «Сладкие истории»
• Рекорды Гиннеса «Всемогущий шоколад»
• Экспериментирование «Какой он – шоколад»
• Альбом иллюстраций «Шоколадная сказка»
• Конкурс «Любознательные сластены»
Анкетирование «Влияние шоколада на здоровье детей»
Консультация «Неправильное питание»
Презентация «Правильное питание – залог здоровья»
Книга рецептов «Удивительный шоколад»
• Занятие: «Здоровое питание – здоровая жизнь»
• Беседы: «Где прячется здоровье?»
• Копилка: «Народная мудрость о питание»
• Чтение произведения: Джанни Родари «Шоколадная дорога»
• Рассказывание сказки: В. Георгиевская «Тётушка Зубная боль»
• Чтение стихотворений о шоколаде : «Приключение шоколада»
• Театральное представление: «Правильное питание - залог здоровья»
• Итоговое мероприятие «Музыкальные загадки от Шоколадки»
Газета: «Ваше здоровье»
Информационные листы:
• «Организация питания»
• «Неполезные продукты питания»
• «Здоровое питание дошкольников»
Памятка: «Сколько можно съесть шоколада?»
• Аппликация «Коллаж из фантиков»
• Оригами «Шоколадный заяц»
• Выставка рисунков «Мои любимые продукты»
• Конкурс «Самая вкусная шоколадка» (аппликация, рисование) Плакаты:
• «Здоровая пища»
• «Неполезные продукты»
Альбом
«Где растет шоколад?»
Составление презентации «Шоколад – вред или польза»
Итог Совместное развлечение родителей с детьми «Всемирный день шоколада»
Приложение 2
«Познавательное развитие»
ТЕМА «ШОКОЛАД»
Цель:
Развивать познавательные и интеллектуальные интересы детей через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи:
• Учить детей составлять модели и использовать их в познавательно – исследовательской деятельности.
• Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем и приемов приготовления жидкого шоколада.
• Познакомить детей с новой профессией шоколатье, дегустатор, косметолог.
• Развивать стремление к поисково – познавательной деятельности в моделируемых ситуациях.
• Развивать умение определить способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов, умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным и корректным собеседником.
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность.
Активация словаря: шоколатье, какао бобы, какао дерево, десерт.
Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно – поисковый, эксперимент, наблюдения, коллекционирование.
Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шоколада, коллекционирование оберток от шоколада, составление морфологической таблицы, дидактические игры, беседа о пользе и вреде шоколада.
Материал и оборудование: ноутбук, презентация, проектор, гуашь, влажные салфетки, кисточки, кисточки малярные, бумага, баночка с водой 0,5л., непроливайки с водой, тряпочки, несколько видов шоколада и мисочки.
Ход НОД:
Проводится игра приветствие «Комплименты»
(Дети, передавая клубок нитки, приветствуют друг друга и делают комплименты)
Игра «Узнай по описанию»
Цель: развивать воображение, творческое мышление, комбинаторные способности.
Расчерчен на квадратики,
Завёрнут в серебро,
Как его вы развернёте,
Моментально вы поймёте,
Сладкий, хрупкий и не прочный,
Бывает горький и молочный,
Во рту он тает быстро очень,
Отведать его каждый рад,
Что это дети? (Шоколад)
Воспитатель:
- Правильно ребята. Мы с вами очень много говорили о шоколаде, копили обертки шоколада, узнали какие бывают виды шоколада и откуда к нам шоколад пришел.
- А какие высказывания о шоколаде вы запомнили?
Воспитатель:
- Давайте поиграем в игру «Назови наоборот».
Цель: расширять словарный запас за счет прилагательных, закрепить знания о противоположных словах по смыслу (антонимы).
• Сладкий – горький
• Черный – белый
• Большой – маленький
• Пористый – гладкий
• Вредный – полезный
• Легкий – тяжелый.
Воспитатель:
- А что еще бывает из шоколада?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Вам нужно было сделать дома с родителями несколько разных опытов. О первом проделанном опыте нам расскажут Лика, Захар и Вика.
Рассказ детей:
Нам понадобились следующие продукты:
порошок какао — 100 г
сахар — 1столовая ложка
сливочное масло — 50 г
молоко — 2 столовые ложки
Как мы готовили: Грели молоко на маленьком огне (не доводя до кипения, добавляли в него сахар и какао. Затем масло растапливали на водяной бане; смешивали его с молоком. Полученную смесь доводили до кипения, после чего оставляли на маленьком огне еще на пару минут. Получили молочный шоколад. Его разложили по формам и охладили в холодильнике.
Вывод: На самом деле сделать настоящий шоколад в домашних условиях нереально. Ведь в состав шоколада обязательно входит масло какао, которое не так – то просто купить магазине. Хотя горячий шоколад – исторически первый вид десерта из какао, сделать можно.
Воспитатель:
- Спасибо, ребята. Нам очень понравился вкус вашего шоколада Вы просто шоколатье! Ребята, а вы знаете кто такой шоколатье?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада.
Воспитатель:
- Сабина, а какой опыт ты сделала?
Рассказ Сабины, как она проверила «Что быстрее тает во рту леденец или шоколад?»
Вывод: Я поняла, что шоколад быстрее тает во рту, чем леденец.
Воспитатель:
- Очень хорошо. Ты была настоящим дегустатором. Ребята, а вы знаете, кто такой дегустатор?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Дегустатор – это профессия человека, который пробует определенные продукты и дает им оценку качества.
Воспитатель:
- Третий опыт сделала дома с сестрой Полина. Расскажи нам, пожалуйста, о своем опыте.
Рассказ Полины.
- У моей мамы очень тяжелая работа. Она – полицейский. К вечеру она очень устает. Скоро международный женский праздник и я хочу, чтобы моя мама выглядела красивой и привлекательной. Я решила сделать маме маску для лица из шоколада. Для приготовления маски мне понадобились мед, шоколад, миска, ложка и кисточка для нанесения маски. Я растопила в микроволновке шоколад, добавила мед и хорошо размешала. Полученную маску я нанесла маме на лицо. Выдержали маску 15 минут, затем смыли лицо теплой водой. Вывод: маска шоколада помогли моей маме стать принцессой. Она расслабилась, отдохнула, её кожа получила полезные витамины.
Воспитатель:
- Да, Полина ты настоящий косметолог. А вы знаете кто такой косметолог?
(ответы детей)
Воспитатель:
Косметолог – это профессия человека, который занимается уходом за лицом и телом человека, с целью устранения дефектов его кожи и придания ей более молодого и ухоженного вида.
Физкультминутка
(Дети выполняют под музыку кинезиологические упражнения)
• Нос – ОК (правая рука держит нос, левая показывает ОК, хлопок, меняем левую на правую)
• Ухо – нос (правая рука держит нос, левая – правое ухо, хлопок, меняем левую на правую)
• «вкусно» (правая рука хлопает по голове, левой массируем круговыми движениями живот, меняем руки)
• «веселая ходьба» (правой рукой касаемся левое колено, левой рукой правое колено)
Воспитатель:
- А сейчас вспомним, какие названия шоколадок вы знаете, я начинаю, а вы заканчиваете.
Игра: «Я начну, а вы закончите».
Я лукавить не привык,
Обожаю я … («Пикник»)
Будешь сильным ты, как барс,
Если съешь батончик … («Марс»)
Очень вкусная девчонка –
Шоколадная … («Аленка»)
Если ты устал и скис,
Съешь двойной хрустящий … («Твикс»)
Обожает мистер Кикерс
Есть батончик сладкий … («Сникерс»)
Сразу станет веселей,
Если съешь ты … («Милки Вей»)
В городах и на селе
Дети кушают … («Нестле»)
Рефлексия
Воспитатель:
- Ребята, что вам больше всего понравилось?
- Что было сложно делать?
- О чем бы еще хотели узнать?
Приложение 3
Опытно – экспериментальная работа
«Знакомство со свойствами соли и сахара»
Тема. «Знакомство со свойствами соли и сахара»
Вид НОД: Познавательное развитие
Возраст: Подготовительная к школе группа
Цель: Познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами. Опытно – экспериментальным путем выявить сходство и различие этих веществ.
Задачи: Учить детей пользоваться лупой (увеличительным стеклом). Развивать способность мыслить самостоятельно, умение анализировать, обобщать, сравнивать. Воспитывать умение действовать в коллективе.
Материал: 6 мерных стаканчиков, лупа, мешочки с солью и сахаром, мерные ложечки и листы бумаги черного цвета – все по количеству детей.
Методы и приё мы: игровой (приход игрового персонажа – Медведя, практический (опыты, словесный.
Предварительная работа: Дидактические игры: «Что из чего сделано», «Какой он?», наблюдение на прогулке о свойствах снега и воды, беседа о свойствах веществ. Знакомство с лупой, освоение умения пользоваться ею.
Этапы:
1. Сюрпризный момент (появление Медведя с мешочками).
2. Развивающая игра, направленная на тактильные ощущения.
3. Физкультминутка «Три медведя».
4. Опыт с использованием лупы.
5. Подвижная игра «Три медведя»
Ход мероприятия
В гости к детям приходит опечаленный Мишка и рассказывает им, что купил на рынке сахар с солью домой, но перепутал мешочки. И как отличить сахар от соли, он не знает. Воспитатель предлагает помочь Мишутке.
Воспитатель: Какого цвета мешочки?
Дети: Красный и зеленый.
Воспитатель: Давайте попробуем узнать, что у Мишутки в мешочках. Возьмите в руки мешочки красного и зеленого цвета, какие они на ощупь?
Дети: Плотные, рассыпчатые, тяжелые.
Воспитатель: Как вы думаете, что там? (ответы детей)
Воспитатель: А что же это может быть? (песок, сахар, соль, крупа)
Воспитатель: Давайте откроем мешочки и посмотрим. Пересыпьте содержимое мешочков в стаканчики по цвет мешочков.
Воспитатель: Не грусти Мишутка. Ребята тебе помогут. Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что нас окружают различные вещества, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Есть вещества, без которых невозможна жизнь. Что это за вещества? ( ответы детей: воздух, вода)
Воспитатель: Есть в природе и другие вещества, которые не менее важны. Например: СОЛЬ, САХАР. Вот с ними мы сегодня и будем проводить исследования. Но сначала мы поиграем.
Физминутка «Три медведя»
ОПЫТ 1
Воспитатель: В стаканчиках разного цвета насыпаны соль и сахарный песок. Можно ли их различить по внешнему виду? (ответы детей)
- Что мы можем сказать о цвете этих веществ? (Они оба белые)
ОПЫТ 2
Воспитатель: Попробуйте осторожно их понюхать, так как это сыпучие вещества и, определяя запах, их нельзя подносить близко к носу.
- Что вы можете сказать о запахе, одинаково ли они пахнут? (Разные по запаху)
- Вот видишь Мишутка, ребята уже могут сказать, что сахарный песок и соль одинаковые по цвету, но разные по запаху.
ОПЫТ 3
Воспитатель: Из каждого стаканчика осторожно положите на край черного картона несколько кристалликов веществ. У нас на столе лежат лупы, для чего они предназначены? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, они в несколько раз увеличивают рассматриваемый объект. Рассмотрите через лупу кристаллики, одинаковые или разные частицы по форме? На что похожи? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, одни кристаллики похожи на горошины, а другие на кирпичики. Что можно сказать об их величине? (Горошины меньше, чем кирпичики)
ОПЫТ 4
Воспитатель: Мы с вами знаем, что нельзя пробовать на вкус незнакомые вещества. Почему? (Есть вещества горькие, опасные для здоровья)
Воспитатель: Но я вам уже сказала, что в стаканчиках соль и сахарный песок, поэтому их можно попробовать и определить на вкус. Только сначала вспомним, какая на вкус соль? (Солёная)
Воспитатель: А сахарный песок? (Сладкий)
Воспитатель: Осторожно наберите на кончике ложечки те кристаллы, которые имеют форму кирпичиков. Попробуйте их. Какие они на вкус?
Воспитатель: Правильно, сладкие. Значит, какое это вещество? (Сахарный песок)
Воспитатель: В каком он находится стаканчике? (В зелёном)
Воспитатель: Теперь попробуйте кристаллы в форме горошин. Правильно они солёные, потому что это соль. И соль у нас в красном стаканчике.
Воспитатель: Теперь мы можем помочь Мишутке. Расскажите в чем сходство и различие соли и сахарного песка? (Соль и сахарный песок одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же у них разная величина)
Воспитатель: Мишутка радуется, что ребята ему здорово помогли, благодарит за то, что он узнал так много нового и интересного и собирается уходить.
Воспитатель: Мишка подожди, мы с ребятами разучили новую игру и приглашаем тебя поиграть с нами.
Подвижная игра «Медведь и пень»
Приложение 4
Экспериментирование с конфетами
Опыт № 1: «Красивая радуга» (из жевательных конфет «Скитлс»)
Цель: исследовать вредное влияние красителей, входящих в состав конфет «Скитлс», на организм человека.
Оборудование: плоская тарелка, конфеты «Скитлс», вода (горячая).
Ход опыта:
Раскладываем конфеты «Скитлс» на плоской тарелке по кругу.
Льем на середину тарелки горячую воду.
Наблюдаем за процессом образования красивой радуги.
Оставляем конфетки еще на час в воде и наблюдаем результат (окрашивание воды и выпадение осадка).
Вывод: пищевая краска, растворяясь, окрашивает воду, тоже самое, происходит с нашим желудком.
Опыт № 2: «Какая конфета быстрее растворится в воде»
Цель: проверить продолжительность растворения конфеты в воде (имитация нахождения конфеты во рту) и ее влияние на зубы (вспоминаем беседу с медицинским работником).
Оборудование: пластиковые стаканчики с водой, леденцы, шоколад.
Вывод: Путем экспериментирования выявляем продолжительность растворения конфеты и влияния ее на зубы. Из чего получаем вывод, что леденец – более вреден для зубов, чем шоколад.
Приложение 5
Дидактическая игра
«Полезно – вредно для детских зубов»
Цель: Закрепить представление детей о том, что бывают полезные и вредные продукты для зубов; сформировать понятие о том, что здоровье зубов зависит от пищи, которую мы едим.
Оборудование: Два игровых поля: на первом игровом поле изображен здоровый (улыбающийся) зубик, на втором – больной (плачущий) зубик; набор карточек с изображением полезных и вредных для зубов продуктов.
Правила игры: Ребенок раскладывает карточки на игровые поля: полезные продукты на поле, где изображен здоровый зубик, а вредные раскладывает на игровом поле, где изображен больной зубик.