Неля Котелянец
Исследовательская работа «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Котелянец Н. В
Исследовательская работа. Тема: «Огород на окне»
Участники проекта: воспитатель, ребенок, родители.
Проектная идея: создать в группе огород на подоконнике.
Вид проекта: исследовательско - творческий.
Срок проведения: краткосрочный с 09 января - по 16 января 2021г
Публикация «Исследовательская работа „Огород на окне“» размещена в разделах
Ожидаемые результаты (продукт проекта) : Получение знаний ребенка о жизни растений; создание необходимых условий в группе для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними; развить познавательный интерес, любознательность, коммуникативные навыки. развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями; вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Актуальность.
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике — отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений ребенка о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей.
Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде ребенок сам сможет посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Цель:
Расширять представления ребенка об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.
Задачи:
- Формировать представления о работах проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.
- Расширять представление ребенка о жизни растений.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
- Учить делать выводы на основе наблюдений.
- Участвовать в посильной практической деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
-Расширять, обогащать, активизировать словарь ребенка.
- Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
-Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
- В группе разбили огород на подоконнике. Приобрели необходимое оборудование: контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, землю, семена, луковицы.
- Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Завели календарь наблюдений за ростом растений.
- Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
Основной этап
- Ребенок наблюдал за ростом растений, проводил опыты, эксперименты.
- Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках.
• В процессе исследований ребенок познакомился с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки.
- Рассматривали иллюстрации, картины.
- Проводились, дидактические игры, беседы.
Заключительный этап
- Подведение итогов реализации проекта.
- Оформили выставку рисунков, «Огород на подоконнике».
- Фотографии ребенка в экспериментальной деятельности.
Мероприятия
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Рекомендаций родителям по работе с ребенком по проекту «Огород на окне».
2. Беседа с ребенком о том, что такое огород и что на нём растёт.
3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. Воспитывать трудолюбие; развивать творчество ребенка.
4. Беседа «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Сравнение всходов петрушки и укропа.
5. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, стихов, связанных с огородом, овощами и фруктами. Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
6. Рассматривание иллюстраций, картинок.
7. Чтение рассказа Н. Носова «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи». Познакомить ребенка с творчеством С. В. Михалкова, Н. Носова.
8. Совместный с ребенком уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Учить ухаживать за растениями.
9. Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Развивать смекалку, память, внимание.
10. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Формировать представление ребенка об овощах и фруктах.
Подвести итог проделанной работы.
Итоги реализации проекта
Основным итогом этой работы считаю то, что ребенок своим трудом узнал всю информацию, познал чудо самостоятельной, творческой работы, приобрел новые знания о мире природы и умения ухаживать и любить природу.
С помощью приобщения и внедрения родителей в данную работу мы приближаем родителей к проблемам воспитания и развития ребенка, повышаем педагогическую культуру родителей и развиваем интеллектуальную и социально-нравственную сферу у детей
Самостоятельный творческий поиск позволил увлечь, заинтересовать, пробудить в ребёнке жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца.
Список литературы
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N1155.
2. Буре Р. С. Организация труда в природе и методика руководства» М. Просвещение, 1987
3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учеб. для уч. пед. училищ по специальности «дошкольное воспитание. Изд. 2-е, переработ. п доп. - М. : Просвещение, 1973. – 256 с.
4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Старшая группа. Ч. 2. -СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. -
5. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников: Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2004.
6. Лопатина А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – 2-е изд. – М. : Амрита-Русь, 2008. – 256с.
7. Нечаева. В. Г. Воспитание дошкольников в труде. - М. Просвещение, 1987
8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. / С. Н. Николаева – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 184с.
9. Николаева С. Н. Экологическая тетрадь для дошкольников. -М., Просвещение, 2001. – 54 с.
10. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-синтез, 2010. – 128с.
11. Попадейкина Л. А. Экологические игры как средство воспитания экологической культуры. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Томск : Дельтаплан, 2017. С. 54. – 56.
12. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. / Н. А. Рыжова, М. : Издательский дом «Карапуз», 2010г.
Приложение
Из истории лука
Лук, одно из самых популярных и очень древних овощных растений.
Его выращивают 5 тысячелетий. Возделывание этой культуры началось в древнем Китае, затем перешло в Индию и Египет.
Азия, горы Афганистана, Ирана - родина лука. Ведь слой земли в горах неглубок, поэтому корешки у него короткие, слабые. Зато их много. Тоненькие, как струнки они проникнут в любую щелку между камней, где найдётся земля.
В России лук получил широкое распространение ещё в 8 веке. Даже в самой бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей. Это была здоровая и полезная пища.
Лечебные свойства лука
В средние века растение широко использовали, приписывая ему необыкновенные лекарственные свойства. Может, тогда зародилась пословица «лук от семи недуг». Лечебные свойства лука признавали все народы.
В древности на востоке говорили о луке: «Съедобный лук особенно помогает от вреда плохой воды, если бросить в нее очистки лука, это одно из средств, уничтожающих ее запах… Луковый сок полезен при загрязненных ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с медом полезно от бельма… Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит». На Востоке существовала поговорка: «Лук в твоих объятиях — проходит всякая болезнь». Лук является хорошим противоядием. Издавна человеку, укушенному бешеной собакой, рекомендовалось пить больше лукового сока. Если вас укусила пчела или скорпион, то наложите на укушенное место кашицу из протертого лука, она нейтрализует яд.
Эта же «мазь», наложенная на кожу тела, вызовет приток крови к поверхности кожи, что придаст ей свежий вид и приятный оттенок. В странах, где водятся ядовитые змеи, люди катают с собой в дорогу шарики из зеленого лука, на случай укуса змеи. А если вас ночью беспокоят комары, то положите около кровати несколько луковиц. Они будут отгонять надоедливых насекомых.
В старину русских деревнях развешивали в комнатах связки луковиц, чтобы болезни в дом не заходили, ожерелья из лука а привязывали на шею коровам, лошадям, чтобы не заболели.
Загадки о луке
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
Говорят, я горький,
Говорят, я сладкий.
Стрелочкой зеленой
Я расту на грядке.
Я полезный самый,
В том даю я слово.
Ешьте меня всяким -
Будете здоровы!
В огороде из земли
Стрелы к солнцу проросли.
Сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
Раздевают – плачут,
Едят – морщатся,
А все равно любят.
Скинули с Егорушки
Золотые перышки –
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Только за стол ты его позовешь –
Сам не заметишь, как слезы прольешь.
Прежде чем его мы съели,
Мы наплакаться успели.
Пословицы о луке
• Лук с чесноком родные братья.
• Ешь лук – чаще зубы будут.
• Лук да баня все правят.
• Лук от семи недугов лечит.
Стихи о луке
Разговорам вы не верьте,
В пище очень ценен лук,
Луком лечим мы недуг.
И не враг он нам, а друг.
Со мной общаться вам бывает сложно.
Без слёз очистить даже невозможно
Но я полезен очень — вот так штука:
Нет от простуды средства лучше лука.
На Букву «Л» тут зреет Лук,
Он для здоровья лучший друг.
Хоть Лук порой до слёз доводит,
Но со стола у нас не сходит.
В салат порежем мы лучок,
Иди, сорви скорей пучок.
Витамины на столе
Лук – источник витамина С, особенно много его в листьях, в 3 раза больше, чем в луковице. Для покрытия суточной потребности человеческого организма в витамине С требуется 50-60 г. зеленого лука.
Лук деликатесный овощ, имеющий важное пищевое значение. Широко применяют в кулинарии в сыром, вареном и тушеном виде, используют для супов, гарниров, в качестве приправ к мясу и сыру.
Лук улучшает вкус пищи, способствует ее усвоению.
Дидактическая игра
«Закончи предложение»
Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал. Мяч.
Ход игры Огурец овальный, а тыква… Лук горький, а морковь… Огурец зеленый, а свекла… Редиска мелкая, а редька… Кабачок большой, а тыква… Помидор кислый, а чеснок… Морковь в земле, а помидор… Помидор круглый, а морковь…
Из истории укропа и петрушки
Укроп в древности считали красивым растением, а его «кухонный запах» — не уступающим аромату роз. Его тонко рассеченными листьями украшали букеты цветов. В настоящее же время это растение служит приправой для супа, придает рассолу огурцов приятный аромат.
В древнем Египте, а затем и в Греции петрушка являлась символом горя. Венки из петрушки надевали на голову в знак печали. Только спустя сотни лет её начали использовать в еде.
Лечебные свойства укропа и петрушки
Свежий укроп повышает аппетит, спасает от бессонницы и нарушений сна. Его используют при болях в животе, при кашле. Укроп очень богат витаминами.
Петрушка продлевает молодость, а укроп снимает головную боль
Достаточно пожевать одну зеленую веточку петрушки, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта. Улучшает зрение, укрепляет наши сосуды. Петрушка богата витаминами и минералами.
Стихи про петрушку и укроп
Я - душистенький укроп.
Без меня - еда не впрок.
Столько витамина С (цэ)
Не найдешь в одном лице.
Петрушка.
Почему же не найдешь?
Витамин на два умножь.
Восстанавливаю силы,
Примиряю с вашим милым.
- У укропа запах резкий,
Даже детям всем известный.
Его кушать надо в меру,
Пару веточек, к примеру,
В свою порцию ложить.
С ним надо дружно жить,
Ведь для нас укроп всегда
И лекарство, и еда.
Не найдешь меня полезней!
Загадки про петрушку и укроп
Пряность вкусная такая,
Нежная и молодая.
Сельдерей, петрушка? Стоп!
Догадались вы? (укроп).
Он и вкусный и душистый,
Сам зелёный, шелковистый.
Овощи собрали? Оп!
Не забудьте про (укроп).
Чуть проклюнулся росток,
— Подрастай скорей, браток!
Знаю я без всяких проб,
Запашистый друг -(укроп).
Не нужна мне голова
С колпачком и бубенцами.
Я не клоун, а трава
С зелёными волосами.
Положи меня на сушку.
Догадались? Я — …
(Петрушка)
Наряд мой пестрый,
Колпачок мой острый,
Бубенчики звенят,
Ребят всех веселят.
(Петрушка)
Физминутка «Огород»
Мы стоим на огороде, потягивание – руки в стороны.
Удивляемся природе.
Вот салат, а здесь укроп. Правой рукой коснуться левой ступни,
Там морковь у нас растёт. потом наоборот.
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем выдирать приседания.
Да пониже приседать.
У забора всем на диво потягивание – руки в стороны.
Пышно разрослась крапива.
Мы её не будем трогать потягивание – руки вперёд.
Обожглись уже немного.
Всё полили мы из лейки
И садимся на скамейки. дети садятся.
Укроп и петрушка: способы выращивания
Выращивание овощей требует гораздо больше времени, чем уход за зеленью, которая не менее полезная для человека. К примеру, в петрушке находится фолиевая кислота, которая дает бодрость организму, поддерживает работу мозга и сердечной мышцы. В укропе витаминов не сосчитать, он благотворно влияет на пищеварительные процессы, полезен для суставов. Зелень врачи рекомендуют кушать ежедневно, её легко вырастить как на приусадебном участке, так и на подоконнике в квартире. Поговорим с вами о том, как это сделать наиболее эффективно.
Как выращивать укроп
Семена зелени очень мелкие, поэтому их предварительно растирают в руках, чтобы избавиться от защитной пленки, и замачивают в воде, свернув в марлевый кулек. Чтобы им набухнуть, достаточно трех дней, после этого семена готовы к посеву. Укроп не любит соседство с другими видами зелени, он плохо растет рядом с сельдереем, петрушкой, кинзой.
Укроп требует постоянного рыхления, умеренного полива и частой прополки. Если ухаживать за зеленью в течение сезона, она будет всегда сочной и ярко-зеленого цвета.
Для быстрой всхожести используют раствор аммиачной селитры и калийной соли согласно инструкции на упаковке.
Как выращивать петрушку
Петрушка – более прихотливая культура, нежели укроп. Она любит богатую перегноем почву, умеренно влажную и нейтральную. Хорошо растет после картофеля и помидоров, любит соседство с морковью.
Чтобы петрушка начала куститься, перед посадкой семян в открытый грунт, его удобряют перепревшим навозом и тщательно перемешивают с землей.
1. Семена нужно вначале прорастить: на это уходит около недели. Все, что вам надо сделать, это положить сеянцы в хлопчатобумажный пакетик и намочить его водой, оставив во влажном состоянии на 7-10 суток. Каждый день нужно увлажнять ткань, пока внутри не появятся маленькие зеленые ростки – вот когда сажать петрушку необходимо. На грядке предварительно чертим междурядья, куда выкладываем аккуратно семена, стараясь равномерно распределять их по земле. Густо сажать не надо, так как петрушка – двулетник, и он прекрасно разрастается за сезон.
2. Чтобы листья были мягкими и сочными, прореживайте грядку не менее 3 раз.
3. На зиму зелень можно укрыть опилками, и тогда петрушка прекрасно перенесет морозы, а весной сможет вас порадовать первыми витаминами.
4. Петрушку нельзя передержать на грядке, она не может быть перезрелой, полезна и идет в пищу в любой фазе своего роста, прекрасно хранится в замороженном виде, только если листья срезать до начала заморозок.
5. Фотоотчет о реализации проекта