Ольга Алешина
Исследовательская деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность в детском саду
Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я работаю в детьми более тридцати лет. Больше всего меня удивляет и радует детская любознательность. Люблю вместе с моими воспитанниками проводить опыты. помогаю им самостоятельно находить ответы на бесконечные "зачем?" и "почему?". Перед началом учебного года хочу предложить Вашему вниманию консультацию на тему:"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками" и презентацию проекта "Волшебница вода" уже дважды реализованный мною в подготовительных к школе группах.
Публикация «Исследовательская деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками».
Алешина Ольга Борисовна
Воспитатель МАДОУ д/с «Колобок»
Дети очень любят экспериментировать, и нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности детей.
Экспериментирование
– это
- Метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.
-Форма организации педагогического процесса, если он основан на методе экспериментирования.
-Вид познавательной деятельности детей и взрослых.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно интегрируется со всеми образовательными областями. Когда дети проводят опыты, они разговаривают, сравнивают, делают выводы и речь их обогащается. И наоборот: дети общаясь, обмениваясь мнениями, лучше понимают и запоминают результаты проводимых исследований. Не менее тесная взаимосвязь и математикой, с физкультурой, рисованием.
Эксперименты бывают разными, они различаются: по характеру объектов, используемых в эксперименте; по месту проведения опытов; по количеству детей; по причине проведения; по характеру включения в педагогический процесс; по продолжительности; по количеству наблюдений за одним и тем же объектом; по характеру мыслительных операций; по характеру познавательной деятельности; по способу применения в аудитории.
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Достоинства демонстрационного опыта очевидны: такие исследования менее трудоёмки, просты в методическом отношении. Во время их проведения исключены ошибки, воспитателю легче распределить внимание, следить за качеством усвоения знаний, меньше риск нарушений правил безопасности, проще решаются вопросы гигиены, легче написать конспект. Но демонстрационные опыты имеют и свои недостатки: в этом случае объект находится достаточно далеко от детей, дети лишены возможности обследовать объект со всех сторон, низок эмоциональный уровень, дети пассивны, затруднена индивидуализация обучения.
Фронтальные опыты заметно отличаются от демонстрационных. В этом случае дети могут видеть мелкие детали, могут рассмотреть объект со всех сторон, могут использовать разные анализаторы, могут работать в индивидуальном ритме, реализуют потребность к деятельности, но зато воспитателю трудно найти так много объектов, чтобы хватило каждому ребёнку, ему труднее следить за ходом процесса познания, труднее установить контакт с детьми, возникает несинхронность в работе детей, повышается риск нарушений правил безопасности, ухудшения дисциплины, конспект такого опыта написать гораздо труднее. Исходя из этого молодые педагоги предпочитают демонстрационный опыт фронтальному. Но демонстрационными экспериментами увлекаться не стоит. Они необходимы в том случае, если изучаемый объект единственный в своем роде (Солнце) и дети не могут его потрогать, понюхать и т. д.
Независимо от способа проведения эксперимента, структура его неизменна.
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Фиксирование результатов.
10. Анализ полученных данных.
11. Словесный отчёт об увиденном.
12. Формулирование выводов.
При организации наблюдений очень важно правильно выбрать объект для исследования. К любому объекту предъявляются определенные требования: максимальное соответствие объекта целям и задачам; безопасность объекта для детей; категорически нельзя использовать незнакомый объект; объект должен быть типичным для данной группы объектов и иметь в наличии все необходимые части (Котёнок, например, должен быть с ушами и хвостом); объект должен быть эстетичным (но это не означает, что он должен быть красивым с нашей точки зрения. Паук или крыса вызывает у нас негативную реакцию. Но они очень красивы в родной стихии. Природа тысячелетия трудилась над их совершенствованием.
Детское экспериментирование отличается некоторыми особенностями: Дети свободны от обязательств (их нельзя заставить, обязать, как школьников или студентов заниматься тем, что им неинтересно); для них отсутствует жесткий регламент продолжительности опыта (если детям интересно, если они непременно хотят увидеть результат, можно и задержаться, но если дети устали, отвлекаются, то смыла, продолжать опыт, нет) ; не обязательно придерживаться заранее намеченного плана; дети не могут работать не разговаривая (но педагогу следует быть внимательным, не допускать,чтобы разговоры отвлекали от намеченной цели); необходим учёт индивидуальных различий детей; право ребёнка на ошибку; адекватные способы вовлечения в работу (каждый педагог, знающий своих воспитанников сможет подобрать различные способы и методы вовлечения детей ; соблюдение правил безопасности; не подменять анализ результатов анализом поведения детей (если семена не проросли, это не значит, что плох ребенок, это значит условия проращивания соблюдались не всеми детьми одинаково) .
Чтобы эксперимент оправдал возлагаемые на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил: Не навреди! Сократи до разумного предела время общения с живым объектом! Верни объект на то место, откуда взял! Надо, чтобы дети поняли, что у каждого живого существа есть своё место в природе, и если его не вернуть туда, откуда забрали, оно может долго искать еду, место, где можно спрятаться от врагов и непогоды. Оно просто погибнет! Соблюдай правила безопасности! Не допускай прямого контакта с ядовитыми объектами. (Если есть необходимость, детей знакомят с ядовитыми растениями, например с беленой. Но делать это надо так, чтобы ребёнок понял, что прикасаться к растению нельзя! Дотрагиваться до растения только палочкой и потом выбросить её на глазах у детей.) Не забудь о гигиене.
Чтобы ребенок чувствовал себя самостоятельным во время эксперимента, педагогу очень важно уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу. Опытный воспитатель найдёт множество способов, но вот несколько простых и эффективных:
Работа руками ребёнка.
Дробление одной процедуры на несколько мелких действий.
Совместная работа воспитателя и детей.
Помощь воспитателя детям.
Работа воспитателя по указанию детей.
Существуют разные причины для проведения экспериментов. Это могут быть: случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты, эксперименты как ответ на детские вопросы.
Главная проблема при проведении экспериментов – соблюдение правил безопасности детьми и педагогами. Всегда следует помнить, что нельзя проводить опыты с незнакомыми объектами. Животное должно быть спокойным, но не заторможенным. Обстановка должна быть спокойной, животное нельзя пугать, нужно дать ему время освоиться. Нельзя приносить к детям больных животных. Но бывают случаи, когда дети сами приносят раненых или очевидно больных животных. Тут уж придётся проявить смекалку и убедить детей в необходимости показать его доктору. Педагог обязан прогнозировать поведение животного, если оно нервничает, наблюдение прекращается, он обязан защитить детей.
Дошкольники в силу возрастных особенностей не могут следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всем, поэтому педагог обязан позаботится о сохранении здоровья своих воспитанников. Следить за соблюдением правил безопасности.
Эксперименты проводить систематическими.
Работу строить по принципу «от простого к сложному»
Знать индивидуальные особенности детей.
Выработать условный рефлекс на простую четкую команду «Замри!» «Стой!»
Уметь распределять внимание, поддерживать спокойную обстановку.