Наталья Трещева
«Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа». Интеркультурное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекты занятий
по ознакомлению детей с культурой татарского народа.
Часть1.«Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа»
Программное содержание:
1. Дать детям первоначальные знания о народе соседней республики Татарстан, о географическом положении, быте, труде, народном творчестве, костюме, искусстве, языке, обычаях и ценностях татарского народа.
2. Развивать связную речь, память, внимание, мышление.
3. Обогатить словарь детей новыми словами.
Публикация «„Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа“, Интеркультурное воспитание дошкольников» размещена в разделах
4. учить детей вырезать элементы татарского орнамента, составлять аппликации.
5. Развивать самостоятельность в выборе элементов, в решении их цветового и композиционного строя.
Материал: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка, фотографии и иллюстрации, магнитофон, кассеты с записями;заготовки для аппликации.
Ход занятия
В: Ребята, как называется соседняя группа?
Д: «Лучики».
В: Правильно, а почему группу «Лучики» мы называем соседней?
Д: Потому что она рядом с нами.
В: Правильно: Соседи это люди, живущие рядом с нами, у каждого из нас есть соседи, Аня сидит рядом с Игорем - значит они соседи. Маша и Дима живут в одном доме — значит они соседи, а в соседнем с ними доме живёт Алёша — и с ним они тоже соседи. Хорошо, а как себя должны вести соседи? Д: Дружить, помогать друг другу, выручать в трудную минуту, поддерживать друг друга, ходить в гости.
В: Правильно, а вы дружите со своими соседями?
Д: Да.
В: Молодцы, есть соседние группы, соседние квартиры, улицы, города, республики, страны.
В:Мы уже говорили с вами о соседней республике Беларусь и о белорусском народе. Сегодня мы поговорим о народе, живущем в другой соседней республике. Эта республика называется Татарстан, а народ, который там живёт - татары. Это многочисленный народ и поэтому татары живут не только в Татарстане, но и по всей России. Столица Татарстана - город Казань.
Татары говорят на татарском языке, послушайте, как звучит татарский язык в татарской песне (включается запись).
В: «Здравствуйте» на татарском языке звучит как «ИСЕММЭСИС». Давайте поздороваемся друг с другом на татарском языке. Дети здороваются.
В: Молодцы! Якши, якши - значит хорошо. Повторите за мной. Дети повторяют.
В: Теперь вы можете поздороваться по-татарски. А как вы думаете как можно узнать татар? (по языку, по одежде).
В: Правильно, посмотрите - вот куклы: мальчика и девочки - Гульнара и Ринат. Они одеты в национальные костюмы. Во что одета Гульнара?
Д: В белую блузу, голубую юбку, синий жилет.
В: Посмотрите, юбка и блуза украшены мелкими оборками и воланами, рюшками, аппликацией и вышивками. Давайте повторим ещё раз вместе, это рюшки, это воланы, это. (показывает).
Д: Рюшки, воланы, сборки.
В: Молодцы! Жилет у Гульнары красивый, бархатный, украшенный мехом. А во что одет Ринат?
Д: Ринат одет в длинную рубашку, широкие брюки, полосатый халат.
В: Длинная рубашка Рината подвязана кушаком. Обратите внимание: и Ринат, и Гульнара одеты в жилеты. На ногах у них ЧЕКМЕНИ (название обуви, а на голове - ТЮБЕТЕЙКА - маленькие шапочки. А теперь давайте поиграем, найдите среди этих картинок людей в татарских национальных костюмах (дети выполняют задание). А теперь я буду вам показывать части костюма, а вы их называйте (жилет бархатный с мехом, воланы, рюши, чекмени, тюбетейка, кушак). Игры проводятся под татарскую музыку в свободной обстановке.
В: Татары ходят не всегда в национальных костюмах: реже - в городах, чаще -по праздникам и деревнях. Но обычно можно встретить людей в тюбетейках и жилетках.
В Татарстане выращивают те же овощи и фрукты, что и у нас. Назовите их (ответы детей).
В: Правильно, в татарских деревнях держат коров, овец, коз. Традиционная еда татар - мясомолочная и растительная: суп с лапшой, лепёшки - кабатма, блины - киймак, пироги с начинкой - бялиш и др. Самые вкусные кушанья татары готовят на праздники. Один из самых больших праздников - САБАНТУЙ. На этом празднике мужчины и юноши состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. Татары очень любят коней, по этому кони часто становятся героями сказок, легенд, песен, загадок, пословиц, поговорок. Ещё один герой татарских предание - богатырь ИДЕГЕЙ. Татары смелый, гордый, трудолюбивый народ. Они искусные мастера — ювелиры, и делают украшения из металла.
В:А ещё ребята татары очень любят пить чай. Но пьют они его не из кружек и чашек,а из пиал (демонстрируется настоящая пиала).И сегодня мы с вами выполним аппликацию,украсим наши пиалы из картона национальным татарским орнаментом. Зелёный,жёлтый,красный,оранжевый-любимые татарские цвета.
Дети выполняют аппликацию.
В: Сегодня мы познакомились с татарским народом, расскажите что вы узнали о своей соседней республике?
В: Молодцы! Всё правильно, а главное что вы сегодня узнали — Татарстан — наша соседняя республика, а татары - наши соседи, и поэтому мы должны дружить друг с другом, помогать друг другу.
А на следующем занятии к вам придёт гостья,она татарка. Вы познакомитесь,она расскажет о своём народе ещё много интересного.
ЧАСТЬ 2 «Татарское чаепитие».
Программное содержание:
1. Дать возможность детям пообщаться непосредственно с человеком татарской национальности. (В нашем случае это няня соседней группы)
2. Показать процесс и дать возможность принять непосредственное участие в приготовлении татарского блюда (печенья)
3. Дать возможность попить чай из настоящих пиал и примерить элементы татарского национального костюма.
4. Познакомить с произведением устного народного творчества (татарской сказкой).
5. Понимать и оценивать нравственный смысл произведения.
6. Закреплять умения эмоционально переживать содержание сказки.
Материалы:
Ингридиенты для приготовления печенья,чернослив,курага,пиалы,аудиозаписи татарской музыки,платки (для девочек) и тюбитейки (для мальчиков).
Ход занятия:
В: Ребята,помните,на прошлом занятии я вам обещала,что к нам придёт гостья?
Д:Да.
В:Ну,встречайте нашу гостью!
В группу заходит женщина в национальном татарском костюме :
-Здравствуйте ребята!Меня зовут тётя Надя,по татарски Надия апа.
Дети повторяют.
-Я пришла к вам не с пустыми руками. Думаю, вам будет интересно примерить элементы нашего татарского костюма. Для девочек я принесла платки,а для мальчиков тюбитейки.
Дети надевают платки и тюбитейки.
-А теперь посмотрите на мой костюм.
Показывает и называет его части.
-Сегодня я хочу вас научить готовить печенье по татарскому рецепту. А готовить мы будем под татарскую музыку (включается аудиозапись).
Вместе с детьми замешивает тесто,выкладывает готовые формы на противень. В ходе работы переводит детям названия ингридиентов (и некоторых других слов и понятий) на татарский язык.
-А теперь,ребята,я отнесу наше печенье на кухню. Встретимся с вами после тихого часа. Печенье к тому времени будет готово и мы вместе с вами будем пить чай.
В тихий час в группе накрываются столы,раскладывается угощение,заваривается чай.
-Ну,ребята,проходите к столу присаживайтесь,всё готово. Посмотрите,как правильно держать пиалу (показывает).А теперь вы попробуйте (дети пробуют)
-Молодцы,пейте чай,кушайте,а я расскажу вам татарскую народную сказку «Зухра и месяц».
Рассказывает сказку,идёт обсуждение услышанного.
-Ну что,дети,понравилось вам как мы сегодня провели с вами время?Что вы запомнили,что вам понравилось?
Ответы детей.
-Мне тоже очень понравилось с вами общаться. Ну а теперь мне пора (прощается на русском и татарском языках).
Воспитатель,подводя итог, ещё раз напоминает,что существуют разные народы с разной культурой и что, помимо своей культуры,нужно уважать культуру и обычаи других национальностей.