Наталья Кузьмина
Интеллектуальная игра «Знатоки родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗНАТОКИ РОДНОГО КРАЯ»
Дети под музыку заходят в зал и встают полукругом.
1. Этот праздник не простой,
Знают все в Удмуртии.
Этот праздник - наш с тобой,
Славим мы Республику.
2. Эту дату отмечаем,
Край удмуртский поздравляем.
Вместе пляшем и поём
Дружно вместе мы живём.
3. Люблю тебя, Удмуртия моя
Весь твой народ, как дружная семья.
Твои просторы, как прекрасный сад,-
Они чудесной музыкой звучат.
4. Люблю твой хлеб, душист и мягок он,
Святую силу чувствуем мы в нём.
Ты им вскормила нас, своих детей,
И нет тебя, Удмуртия, родней.
Публикация «Интеллектуальная игра „Знатоки родного края“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
ПЕСНЯ «УДМУРТИЯ»
муз. Т. Шикаловой
Ведущий: Слышу, удмуртская музыка звучит,
Нам сплясать она велит.
УДМУРТСКИЙ ТАНЕЦ
5. От приволжских степей до уральских гор
Лёг удмуртский край – золотой простор.
Как богат ты, мой край,
Сколько зверя в лесах,
Сколько песен звучит
В необъятных полях.
6. Удмуртия моя, где слова отыскать,
Чтобы в песне моей о тебе рассказать:
О ромашках, озёрах, бескрайних лесах,
О полях, о просторах, о светлых мечтах!
7. Родилась я в Удмуртии,
В Удмуртии расту,
И про свою Удмуртию
Хорошее скажу.
Люблю тебя, Удмуртия,
За рощи, за леса,
Удмуртия, Удмуртия,
Навеки ты моя!
8. Удмуртия любимая – наш чудный италмас
Ты золотым цветком любви, живёшь в сердцах у нас
Тобою с детства мы горды, верны тебе одной,
Удмуртия любимая – ты наш дом родной.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий: День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собрались неспроста.
Итак, конкурс начать нам пора!
У каждого человека есть Родина, место, где он родился и живёт. Каждый человек любит родные леса и поля, его родной край для него самый-самый. И вот сегодня в нашей интеллектуальной игре «Знатоки родного края» мы и узнаем ваши знания о Родине. Итак, поприветствуем команду детей «ЗНАЙКИ» (дети встают и говорят девиз)
«ЗНАЙКИ» : Мы сильные и смелые,
Ловкие, умелые.
Наш девиз: Не унывать!
Всё пройти и всё узнать.
Ведущий: И команда родителей «МУДРЕЦЫ» (родители читают девиз)
«МУДРЕЦЫ» : Мы почти, что мудрецы,
Много мы читаем.
Умники и умницы,
Много знать желаем!
Ведущий: Весело и с пользой игру нам провести.
И в этом нам поможет прекрасное жюри.
В состав нашего жюри входят:
1. Заведующий детским садом – Елена Николаевна Хорошавцева
2. Ст. воспитатель – Татьяна Владимировна Бусовикова
3. Муз. руководитель – Наталья Владимировна Кузьмина
Ведущий: Вот начинается игра,
Ребятам впрок пойдёт она.
И сегодня мы узнаем,
Кто лучше всех нашу Родину знает.
Теперь вы не просто дети, вы знатоки.
Вы пришли сейчас сюда, чтобы не лениться,
На вопросы отвечать и флажки собирать.
Итак, первое задание «Заморочки из бочки»
1 ЗАДАНИЕ «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»
(красные вопросы для детей, синие – для родителей)
1. Столица Удмуртской Республики (ИЖЕВСК)
2. Удмуртское национальное блюдо (ПЕРЕПЕЧИ)
3. Столица России (МОСКВА)
4. Кто управляет страной? (ПРЕЗИДЕНТ)
5. Какой цветок является символом республики (ИТАЛМАС)
6. Оружие, которое делают в Ижевске, известно во всём мире. (АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА)
7. Как зовут президента России? (В. В. Путин)
8. Как зовут Главу Удмуртской Республики? (А. Бречалов)
9. Как называется самая большая река Удмуртии? (КАМА)
10. Композитор, прославивший нашу Удмуртию (П. И. ЧАЙКОВСКИЙ)
Ведущий: Жюри подводит итоги первого задания, а мы продолжаем нашу интеллектуальную игру. В нашей республике живут люди разных национальностей: русские и удмурты, татары и марийцы. У каждого народа есть свои традиции, блюда, национальные костюмы, музыка, сказки. И сегодня мы ждём героев сказок в гости.
Звучит русская музыка, в зал заходит Емеля.
Емеля: Здравствуйте, честной народ!
К вам Емеля идёт!
Я – герой из русской сказки,
Ну-ка, шире открывайте глазки.
Услыхал я, что интеллектуальная игра у вас, так у меня вопросы есть для вас. Посмотрите на экран.
2 ЗАДАНИЕ «?»
Детям найти на экране флаг России.
Родителям найти на экране герб России.
Емеля: А город свой вы хорошо знаете? Вот сейчас я и проверю, смотрим снова на экран.
3 ЗАДАНИЕ «?»
Угадать по частичке картинки достопримечательность нашего города:
1. Музей-усадьба П. И. Чайковского.
2. Вечный огонь
3. Воткинский завод
4. Памятник В. Высоцкому
5. Памятник П. И. Чайковскому
6. Благовещенский собор
7. Якорь
8. ДК «Юбилейный»
Емеля: Молодцы! Знания показали, а сидеть-то, наверное, устали. Выходи, детвора, ждёт вас русская игра.
ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»
Емеля: А хотите про русский народ больше узнать? Тогда на экран смотрите, да потом не говорите, что не видели.
НА ЭКРАНЕ РОЛИК «РУССКИЕ…»
Емеля: Вот познакомил я вас с русским костюмом, да блюдами русскими. А теперь по-щучьему велению, по-моему хотению, несите сюда Русские блины,
По рецепту древнему предков старины.
Очень добрыми руками приготовлены блины.
И, конечно же, вы сами их попробовать должны!
Ведущий: Спасибо, Емеля, за знания и угощение, оставайся с нами, а мы ещё гостей встречаем.
Звучит татарская музыка, в зал забегает Бичура – вредная соседка (как у русских Кикимора)
Бичура: Исэнмесез! Здравствуйте! Я – Бичура, из сказки татарской к вам пришла. Очень вредная я соседушка. Но уж если кого полюблю, тому счастье в дом приношу. Если на мои вопросы ответите, то и угощение моё получите.
4 ЗАДАНИЕ «?»
Детям найти на экране флаг Татарстана.
Родителям найти на экране герб Татарстана.
Бичура: А теперь, ребятки, отгадайте-ка мои загадки.
5 ЗАДАНИЕ ЗАГАДКИ
1. Плоская шапка на блюдце похожа,
Носят татары и узбеки тоже. (ТЮБЕТЕЙКА)
2. Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Дождь идёт – у нас работа:
Топать-шлёпать по болотам. (ГАЛОШИ)
3. Только лишь похолодает,
Тут о них и вспоминают.
Так удобны для ноги
Тёпленькие. (ИЧИГИ)
4. Те широкие штаны
В пору летнюю нужны -
Носили русские, татары,
Что же это?. (ШАРОВАРЫ)
5. Открыты ворота.
От ворот – два входа.
Закроем ворота –
Оденется кто-то. (РУБАХА)
6. Рукавов нет – так удобней,
И рукам без них свободней,
И красив, в узорах весь
Что же это? Татарский … (ЖИЛЕТ)
Бичура: Молодцы, с моими заданиями справились. Пока жюри свою работу делает, предлагаю вам в татарские игры поиграть. Тюбетейку мы возьмём, с нею мы играть пойдём.
ТАТАРСКАЯ ИГРА «ТЮБЕТЕЙКА»
Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.
Бичура: А сейчас пару себе выбирайте. Да по кругу вставайте.
ТАТАРСКАЯ ИГРА «ПРОДАЁМ ГОРШКИ» (Чулмак уены)
Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени, за каждым горшком стоит хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий идет под музыку за кругом, по окончании музыки останавливается и начинается разговор с продавцом:
Эй, дружок, продай горшок!»
Покупай!
Сколько дать тебе рублей?
Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до горшка, тот занимает место, а отставший становится водящим.
Бичура: А, теперь немного отдохните, и о татарах ролик посмотрите.
НА ЭКРАНЕ РОЛИК «ТАТАРЫ…»
Бичура: Хорошие вы ребята, угощу-ка я вас татарским национальным блюдом.
Аппетитный, золотистый,
Мёдом он полит душистым.
В торжество большая роль,
Среди блюд Чак-чак – король.
Ведущий: Спасибо, Бичура, оставайся с нами, к нам ещё гости идут.
Звучит марийская музыка, в зал заходит Вувер-кува – лесная ведьма.
Вувер-кува: Салам лийже! Не ждали меня. Я ведьма лесная – Вувер-кува. А чего это вы такие все худенькие, сейчас я вас откормлю, чтобы вы стали пухленькими да жирненькими, а потом всех съем!
Ведущий: Вувер-кува, здравствуйте! Мы рады. Что вы зашли к нам на огонёк. Только зачем же есть наших детей, вы лучше проверьте, какие они у нас эрудированные.
Вувер-кува: Ладно, так и быть. Если с заданиями моими справитесь, не буду вами обедать. Говорите, умные очень, тогда на экран смотрите: флаг и герб марийский найдите.
6 ЗАДАНИЕ «?»
Детям найти на экране флаг Марий Эл.
Родителям найти на экране герб Марий Эл.
Вувер-кува: А теперь, детвора, у нас марийская игра.
Ведущий: Дружно за руки беритесь и в кружочек становитесь.
МАРИЙСКАЯ ИГРА «ОЙ, ТЬОТИ, МАМЫШТЕТ?»
ДЕДУШКА, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?
В центре круга сидит дед (водящий) с мешком. Вокруг него ходят дети, поют и задают ему вопросы. Дедушка отвечает им. В конце игры дедушка с мешком догоняет детей.
Дети: Ой, дедушка, что ты делаешь?
Дедушка: Землю копаю.
Дети: Что будешь делать с землёй?
Дедушка: Ищу иголку.
Дети: С иголкой что будешь делать?
Дедушка: Мешок шью.
Дети: Что делаешь с мешком?
Дедушка: А вот вас буду ловить!
МАРИЙСКАЯ ИГРА «ИШТЕ» (ПОЯСОК)
Дети встают в круг, водящий держит поясок – «иште», ходит по внешнему кругу. Когда передаётся поясок «иште» ребёнку, рядом стоящий ребёнок вместе с водящим бегут в разные стороны. Выигрывает тот, кто первый добежит и возьмёт поясок «иште» в руки. Игра повторяется 2-3 раза.
Вувер-кува: Молодцы, весело поиграли. А чтобы вы ещё умнее стали, хочу познакомить вас с марийским костюмом, узорами и блюдами марийского народа.
НА ЭКРАНЕ «МАРИЙЦЫ…»
Вувер-кува: Хорошие вы ребята, но всё-таки худощавые да костлявые. Угощу-ка я вас марийским национальным блюдом – перемеч.
Если внутрь кладут творог,
Получается пирог.
Если ж поверху кладут,
То ватрушкою зовут.
А марийский народ их перемечами зовёт.
Ведущий: Спасибо, Вувер-кува, за угощение, оставайся с нами.
Звучит удмуртская музыка, в зал забегает с криками Лопшо Педунь.
Лопшо Педунь: Ой-ой-ой, караул! Помогите мне!
Ведущий: Лопшо Педунь, как тебе помочь?
Лопшо Педунь: Ой-ой-ой! Надо моим лаптям по-удмуртски команду дать, чтобы они остановились.
Ведущий: Ребята, давайте поможем лапти-самоходы остановить! Надо всем вместе сказать: ….
Дети говорят, Лопшо Педунь останавливается, здоровается по-удмуртски.
Лопшо Педунь: Зечь, буречь! Вот спасибо! Я уж думал, что не смогу остановить их. Лапти, я их сам сплёл, да они не простые, а самоходные, они никогда не износятся, не подведут, по дальним дорогам мчат меня, через тёмные леса переносят. А за то, что вы мне помогли, я сейчас с вами поиграю. Будем с лаптем играть, чур, на лапоть не вставать!
ИГРА «ЛАПОТЬ» (КУТ)
Дети встают в круг, водящий в середине круга, у него в руках лапоть, привязанный на длинную верёвку. Водящий раскручивается с лаптем, а дети должны его перепрыгнуть, кого лапоть задел, тот выходит из игры.
Лопшо Педунь: А, теперь пора и мне свои задания вам задать. На экран смотрите, да герб и флаг удмуртский найдите.
7 ЗАДАНИЕ «?»
Детям найти на экране флаг Удмуртии.
Родителям найти на экране герб Удмуртии.
Лопшо Педунь: Молодцы! Глаза ваши хорошо видят, а как ваши уши слышат, сейчас и проверим.
8 ЗАДАНИЕ «?»
Родителям узнать на слух гимн Удмуртии.
Детям узнать на слух гимн России.
Лопшо Педунь: Все молодцы! Дадим время жюри поработать, а вас, детвора, ждёт удмуртская игра.
ИГРА «КАПКА УЛТИ ПОТАСА» (ВОРОТА)
Дети, взявшись за руки, парами образуют круг. Одна пара встает в середине круга. Включается плясовая мелодия. Пара, оставшаяся в середине круга, под музыку бегает к «воротам» (стоящие в паре поднимают сцепленные руки, образуя ворота, пробегает под «воротами», остается на месте «ворот». А та пара, которая изображала ворота, бежит к другим «воротам». Таким образом дети бегают до остановки музыки. Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет. Далее все начинается сначала. Правило игры: как только останавливается музыка, ворота закрываются.
Лопшо Педунь: А теперь немного отдохните да на экран посмотрите.
НА ЭКРАНЕ РОЛИК «УДМУРТЫ…»
Лопшо Педунь: Вас хочу я угостить,
Своё блюдо подарить.
С пылу, с жару, из печи,
Наши удмуртские табани.
Ведущий: Спасибо, Лопшо Педунь, за угощение, присоединяйся к нашим гостям. Наша игра подходит к концу, но осталось ещё одно задание. И задание это не интеллектуальное, а музыкальное. Итак, наш последний конкурс:
9 ЗАДАНИЕ «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БАТЛ»
Каждый герой показывает по два танцевальных движения своего народа – дети и родители повторяют их.
Ведущий: Вот и закончилась наша игра «Знатоки родного края». Пока жюри подводит итоги, мы не будем скучать, будем на музыкальных инструментах играть.
ОРКЕСТР «ИТАЛМАС» НА ЭКРАНЕ
Ведущий: А теперь предоставляем слово нашему жюри.
СЛОВО ЖЮРИ
Ведущий: Вот подошла игра к концу,
И вот что получается:
Всё хорошо, что хорошо кончается!
Добра и счастья вам без края,
Чтоб сердце билось без помех,
Игра вам спорилась любая
Во всём сопутствовал успех.
Дети и родители идут в группу угощаться национальными блюдами