Наталья Селиванова
Интегрированный урок «Зима в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
познакомить учащихся с жизнью диких животных в зимнее время года;
продолжить развитие умения работать с научно – популярным текстом;
формировать волевой компонент познавательной деятельности;
коррекция и развитие наблюдательности, умения устанавливать причинно – следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных;
развивать умение слушать партнера, считаться с его суждением;
стимулировать мыслительную деятельность;
развивать интерес к чтению дополнительной литературы о жизни животных;
Публикация «Интегрированный урок „Зима в лесу“» размещена в разделах
- Зима
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
развивать умение логически выражать свои мысли, делать сообщение в классе, отбирать нужный материал по теме;
воспитывать любовь к природе родного края, животным, обитающим в лесах;
вызывать устойчивый эмоциональный интерес к приобретению знаний.
Ход урока.
Организационный момент.
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня много нового будем узнавать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Встреча с Колобком.
Ребята, вы помните сказку «Колобок»? В какое время года в ней происходило действие? Какое сейчас время года?
А теперь представьте себе, что баба испекла деду Колобок в зимнее время года. И давайте продолжим сказку с того момента, когда баба вынула его из печи и поставила остужать…
Надоело Колобку на столе стоять. Спрыгнул Колобок со стола на стул. Со стула на пол и покатился по избе. Дверь плохо была прикрыта. Вот Колобок и прошмыгнул на улицу.
Что же он увидел во дворе?
Покатился Колобок по расчищенной дедом дорожке и сам не заметил, как оказался на краю деревни. Решил он к лесу отправиться.
Катится он, катится… Катится и песенку напевает…
Слайд № 1. Зимние изменения в природе. (Зимний лес.)
Смотрит Колобок на лес и не узнает его. Почему?
Объявление темы урока.
Сегодня мы будем говорить и читать о зимнем лесе и его обитателях. Вспомните, кого Колобок повстречал в сказке?
Назовите одним словом. (Звери.)
А кого из этих зверей он в нашей зимней сказке никак не сможет встретить? Почему?
Кукольный театр.
Лесные звери – куклы рассказывают о том, как они зимуют.
Медведь (кукла) :
Я в берлоге крепко сплю,
И меня нельзя будить.
С осени свой жир коплю,
Много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать.
Слайд № 2. Медведь.
Обычно говорят, что медведь сосет лапу. А знаете ли вы, почему так говорят? Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу, а на самом деле он согревает ее губами и языком. Зимой у медведицы рождаются медвежата.
Зато первой на лесной опушке Колобку встретилась белочка.
Белка (кукла) :
Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок,
Но зимою я меняюсь, в шубку серую одеваюсь.
Мне приходится прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять!
Я всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас – орехи, ягоды, грибы,
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?
Слайд № 3. Белка.
Белка складывает в свои гнезда шишки сосны или ели, развешивает грибы на ветвях деревьев. В грибные годы у одной белки бывает от нескольких десятков до сотен засушенных грибов.
Катится, катится Колобок дальше, а навстречу ему… Подскажите мне, кто вторым встретился с Колобком? (Заяц)
Заяц (кукла) :
Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Очень трудно зимой бывает,
Когда сильный мороз и еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,
Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.
Слайд № 4. Заяц.
Зимой не все зайцы белые. Белеют только зайцы – беляки. Зайцы – русаки, остаются серыми.
А как вы думаете, ребята, летом Колобок слышал птичье пение? А зимой?
Дальше катится Колобок, а навстречу ему (волк)
Волк (кукла) :
А я расскажу, как зимует волк в лесу.
Волк зимой очень злой.
В одиночку не ходит: волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные, злые.
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.
Волку трудно зимой…
Еды не хватает, и он голодает.
Слайд № 5. Волк.
Зимой волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днем, близко приближаясь к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать
добычу, а сильные ноги – преследовать быстро убегающих животных.
С кем из лесных обитателей встретился Колобок в последнюю очередь?
Лиса (кукла) :
Я зимы не боюсь:
В шубу теплую ряжусь,
Хвост красивый какой –
Он мне нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Об этом, наверное, мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Слайд № 6. Лиса.
Посмотрите на красавицу лису. Что вы можете придумать, чтобы спасти Колобка от лисы?
Колобок спасен и предлагает вам, ребята, лучше узнать и других лесных жителей.
Слайд № 7. Кабаны.
Большие расстояния приходится проходить в поисках пищи кабанам. День кабан проводит на лежке в глухом уголке леса. На лежке кабан раскапывает снег до земли, старается ложиться на слой веток, мха и сухой травы. Зимой кабан мало кормится и живет в основном за счет жировых запасов, а многие звери погибают от истощения.
Слайд № 8.
Лоси – красивые животные, они не боятся холодов, даже могут спать на снегу. Издали кажется, что лось плывет по воздуху. Высокие ноги лося белого цвета совсем незаметны на фоне белого снега. В декабре самцы сбрасывают рога, а новые начнут расти весной. Питаются лоси сеном, но больше всего их выручает осина. Кора у осин горькая, а лосям нравится.
Слайд № 9. Олень.
Благородный олень живет во многих местах мира. Питается благородный олень самой разнообразной пищей. Большим подспорьем в зимний период времени для оленей являются желуди, которые животное добывает из – под снега. Также в пищу идут и каштаны, всевозможные орехи, семена многих видов растений. В пищу благородные олени употребляют соль.
Слайд № 10. Косуля.
Косуля – маленький олень легкого и изящного сложения с относительно коротким туловищем. Уши длинные, заостренные, хвост короткий и не выдается из меха. Окраска одноцветная, летом ярко – рыжая, зимой тусклая, сероватая. Рога у самцов относительно малы. Они поставлены почти вертикально. В снежный период года косули любят ходить по своим тропам, тропам других копытных, по лыжне или дороге.
А кто еще спит зимой?
Слайд № 11. Еж.
Зимой еж крепко спит, зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.
Трудился – не ленился.
Отличительный признак ежей – это покров из игл и умение свертываться в клубок. У всех ежей плотное телосложение, короткая голова с вытянутой мордочкой и довольно длинными ушами, толстые ноги с неуклюжими лапами, короткий хвост. Нижняя сторона тела покрыта не иглами, а шерстью.
Мы раскрыли перед Колобком тайны зимнего леса: кто и как зимует, чем питается, что делает зимой. Колобок узнал, как тяжело живется зверям в зимнем лесу.
Колобок хочет, чтобы мы с вами прочитали рассказ И. Соколова – Микитова «Зима в лесу».
(Портрет писателя на доске.)
И. Соколов – Микитов – большой знаток природы. Он очень любил русскую природу и умел понимать ее. Его рассказы зовут, приглашают всех посмотреть на зимнюю природу, понаблюдать за тем, что происходит вокруг.
Словарная работа.
В рассказе нам встретится слово: ГОРНОСТАЙ.
Прочитайте слово по слогам, слитно, с ударением.
Кто такой горностай? (Животное.)
Слайд № 12. Горностай.
Горностай – животное небольшого размера. У зверька длинное, продолговатое туловище с небольшими лапами, высокая шея; голова, по форме похожая на треугольник, маленькие ушки. Цвет меха в течение года меняется, позволяя животному оставаться незаметным: летом – спина буровато – рыжая, а брюшко желтовато – белое, зимой окрас – чисто – белый. Горностай в основном ведет ночной образ жизни, лишь иногда его можно встретить днем. Он умеет плавать и неплохо лазает по деревьям. Чтение рассказа учителем.
Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте и скажите: какие звери названы в рассказе.
И. Соколов – Микитов «Зима в лесу» (Читает учитель.)
Какие звери названы в рассказе?
Чтение про себя.
Прочитайте рассказ про себя. Подумайте какие картины нарисовал автор?
Чтение цепочкой.
Выборочное чтение.
Прочитайте, как выглядит лес.
Найдите слова, которые говорят о лесе как о живом существе, как о человеке. (Накрылся и притих лес.)
Чем накрылся лес?
О каких шапках говорит автор?
С чем сравнивается снег в рассказе? С чем еще можно сравнить снег?
Минутка радости.
Я вижу вы любите зимнюю природу, а зимние забавы вы любите? В какие игры вы любите играть?
Ребята, а из всякого ли снега мы зимой сможем слепить снеговика? Оказывается, снег бывает разный. В очень морозные дни он хрустящий и рассыпается. А вот если немного потеплеет на улице, то снег станет липким и мы сможем тогда и вылепить снежную бабу, и построить снежные крепости, и поиграть в снежки.
Игры со снегом (входит Снеговик).
Беседа по вопросам.
1. Следы каких зверей видят охотники в зимнем лесу?
2. Около каких деревьев натропил заяц – беляк.
3. След какого зверя назван цепочкой?
4. Каких зверей автор называет разбойниками? Почему?
5. У каких зверей на ногах копыта?
Следы зверей.
А еще в лесу на снегу Колобок увидел узоры из следов разных животных. Следы на снегу рассказывают об активной жизни лесных обитателей. Давайте решим логическую задачу «Кто какой след на снегу оставил?»
На снегу следы – как книжка:
Куропатка, горностай,
Волк, сохатый, даже мишка –
Пишут все. А ты читай!
Проверочная работа.
А сейчас я хочу проверить, какие вы были внимательные на уроке.
Игра. Учитель читает высказывание. Если высказывание верное, дети хлопают в ладоши.
1. Белка делает запасы на зиму: прячет их под лесные подстилки и укрепляет на развилках ветвей.
2. Зайцы, лисы, лоси запасают на зиму корм.
3. Заяц к зиме не меняет шубку, делает припасы.
4. Кабаны, волки не делают запасов на зиму.
5. Ежи и медведи зимой спят.
6. Белка к зиме меняет цвет шубки, утепляет жилище, делает припасы.
7. Лось каждую зиму теряет рога.
8. Правда ли говорят, что «волка ноги кормят»?
9. У медведя зимой появляются медвежата.
10. Люди должны помогать животным перезимовать зиму.
Экологическая ситуация.
Зимой в лесу холодно и голодно, снег сплошным ковром окутал землю. Бывают и малоснежные зимы. Как вы думаете, хорошо ли это для лесных обитателей?
Сейчас я вам предлагаю решить экологическую ситуацию. Как помочь диким животным, чтобы зимой им не было так голодно?
Итог урока. Игра «Чудесный мешочек».
И мы с вами сейчас поможем зверям. Ребята, посмотрите какой чудесный мешочек захватил с собой наш Колобок! В мешочке пища для зверей. Достаньте и угадайте, для кого она, кто чем питается.
Молодцы, ребята! Колобок и я тоже очень вами довольны. Отметки.
Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. И в этом вам помогут книги, в которых вы найдете много интересного и познавательного.
Домашнее задание.
С. 105 – 106 выразительно читать рассказ, ответить на вопросы.
Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.